город Москва |
|
02 ноября 2018 г. |
Дело N А40-240218/17-130-2101 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ВЛ-ОПТ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московской таможни: Панфилова А.Г. (дов. N 04-17/212 от 28.12.2017 г.);
рассмотрев 30 октября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2018 г.,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г.,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевым А.М., Юрковой Н.В.,
по делу N А40-240218/17-130-2101
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЛ-ОЛТ"
к Московской таможне
о взыскании процентов в размере 1 629 956 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-156044/2016 признаны недействительными решения Московской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN 10129060/290216/0002710, 10129060/020316/0002962, 10129060/160316/0003887, 10129060/170316/0003960, 10129060/190316/0004118, 10129060/190316/0004119, 10129060/210316/0004157, 10129060/210316/0004206, 10129060/220316/0004274, 10129060/260316/0004597.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-162140/2016 признаны недействительными решения Московской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN 10129060/250316/0004545, 10129060/280316/0004638, 10129060/280316/0004661, 10129060/300316/0004823, 10129060/310316/0004870; 10129060/310316/0004879, 10129060/010416/0004900; 10129060/120416/0005578, 10129060/180416/0005950, 10129060/180416/0005951.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-193098/2016 признаны недействительными решения Московской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN N10129060/020416/0005029, 10129060/060416/0005275, 10129060/050416/0005227, 10129060/070416/0005369, 10129060/140416/0005768, 10129060/190416/0006086, 10129060/180416/0005980, 10129060/220416/0006350, 10129060/260416/0006496, 10129060/020516/0009624, 10129060/070516/0007253.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-217428/2016 признаны недействительными решения Московской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10129060/200516/0008056; 10129060/030616/0009018, 10129060/040616/0009093; 10129060/060616/0009153; 10129060/100616/0009518, 10129060/100616/0009535, 10129060/150616/0009781.
В связи с отменой указанных выше решений о корректировке таможенной стоимости товаров по данным ДТ общество обратилось в Московскую таможню с заявлениями о возврате излишне взысканных таможенных платежей и пени.
По результатам рассмотрения заявления общества от 03 апреля 2017 г. N 4 о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-156044/2016, Московской таможней принято решение о возврате денежных средств в общей сумме 4 447 619,84 руб., которые поступили на расчетный счет общества 25 апреля 2017 г.
По результатам рассмотрения заявления общества от 26 апреля 2017 г. N 5 о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-162140/2016, Московской таможней принято решение о возврате денежных средств в общей сумме 5 345 064,18 руб., которые поступили на расчетный счет общества 29 мая 2017 г.
По результатам рассмотрения заявления общества от 18 мая 2017 г. N 7 о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-193098/2016, Московской таможней принято решение о возврате денежных средств в общей сумме 6 227 001 руб., которые поступили на расчетный счет общества 21 июня 2017 г.
По результатам рассмотрения заявления общества от 03 июля 2017 г. N 10 о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-217428/2016, Московской таможней принято решение о возврате денежных средств в общей сумме 3 441 523,95 руб., которые поступили на расчетный счет общества 03 августа 2017 г.
Поскольку возврат излишне уплаченных таможенных платежей и пеней осуществлен таможенным орган без учета суммы процентов, начисляемых в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), ООО "ВЛ-ОПТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и пени, в сумме 1 629 956 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Московская таможня просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку срок возврата денежных средству обществу нарушен не был.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ВЛ-ОПТ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "ВЛ-ОПТ" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Московской таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Порядок взыскания таможенных платежей закреплен в главе 18 "Взыскание таможенных платежей" Закона о таможенном регулировании.
Статья 150 Закона о таможенном регулировании устанавливает общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
Из части 3 указанной статьи следует, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 152 Закона о таможенном регулировании требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Частью 17 статьи 152 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, выставление в адрес плательщика требования об уплате таможенных платежей влечет возникновение у него обязанности по исполнению указанного требования в установленный в нем срок. Неисполнение такого требования в срок влечет возникновение у плательщика негативных последствий в виде применения мер по принудительному взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей. При этом применение мер по принудительному взысканию таможенных платежей без предварительного выставления в адрес плательщика требования об уплате таможенных платежей не допускается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 503-0, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является первым этапом длящегося процесса взыскания налога, мерой принудительного характера (мерой государственного принуждения), которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
В пункте 33 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку денежные средства, уплаченные по требованиям таможенного органа, имеют статус излишне взысканных и при возврате указанных платежей проценты подлежат начислению независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Проверив правильность расчета процентов, суды сочли его верным.
Таможенный орган при рассмотрении дела в суде первой инстанции также согласился с правильностью расчета.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Московская таможня указывает на допущенную арифметическую ошибку.
Согласно части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Как следует из материалов дела, с заявлением об исправлением арифметической ошибки Московская таможня в суд первой инстанции не обращалась.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г. по делу N А40-240218/17-130-2101 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является первым этапом длящегося процесса взыскания налога, мерой принудительного характера (мерой государственного принуждения), которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
В пункте 33 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф05-18207/18 по делу N А40-240218/2017