г. Москва |
|
06 ноября 2018 г. |
Дело N А40-17314/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Татаринов Ю.А. по доверен. от 06.12.2017,
от заинтересованного лица - Савостина Е.В. по доверен. от 10.01.2018, Казакова Ю.Е. по доверен. от 19.02.2018,
от третьего лица - Дрыга А.А. по доверен. от 01.06.2018,
рассмотрев 30 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "УТСК"
на решение от 19.04.2018
Арбитражный суд города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т. И.,
на постановление от 04.07.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И. А., Бекетовой И. В., Румянцевым П. В.,
по заявлению АО "УТСК"
к ФАС России
третье лицо: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ: АО "УТСК" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 предписания ФАС России (далее заинтересованное лицо) от 31.10.2017 N СП/75439/17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "УТСК" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель АО "УТСК" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители ФАС России, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что по результатам проведенной ФАС России в отношении Министерства в 2017 году проверки составлен акт от 23.06.2017 N 103, вынесено предписание N СП/75439/17 от 31.10.2017 об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенных Министерством при установлении цен (тарифов) для АО "УТСК" на 2015год, 2016-2018 годы, согласно пункту 1.1. которого Министерству необходимо при установлении цен (тарифов) в отношении АО "УТСК" на 2018 год устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, исключив в соответствии с действующим законодательством экономически необоснованные расходы по статьям: "Расходы на оплату труда" (2015 г.) в размере 8 882,34 тыс. руб. (производство тепловой энергии); 3 485,20 тыс. руб. (передача тепловой энергии); "Отчисления на социальные нужды" (2015 г.) с учетом исключения необоснованных расходов на оплату труда промышленного производственного персонала за 2015 г.
Полагая пункт 1.1 предписания ФАС России от 31.10.2017 N СП/75439/17 незаконным, АО "УТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Суды установили, что в ходе выездной проверки ФАС России исследованы материалы тарифных дел на соответствующий период регулирования, включающие в себя тарифные заявления организации и обосновывающие материалы к ним, экспертные заключения органа регулирования, решения Министерства об установлении тарифов (цен), а также протоколы заседания Правления Министерства. ФАС России установило, что при определении тарифов на тепловую энергию для АО "УТСК" органом регулирования в составе расходов по статье "Оплата труда" были учтены экономически необоснованные расходы. Министерством при определении расходов на оплату труда не был проведен анализ экономической обоснованности расходов, не исследовались Положения об оплате труда и данные организации о фактически сложившихся расходах на премировании работников, как это предусмотрено пунктом 42 Основ ценообразования и ОТС ЖКХ. Расходы на выплату премий и доплат работников были определены Министерством на предельном уровне, установленном ОТС ЖКЖ и указанном в приказе ФСТ России от 23.05.2014 N 837-д. Расходы на премирование за выслугу лет организацией не заявлялись и не выплачивались отдельно, в связи с чем не учитывались при определении экономически обоснованных расходов на оплату труда.
Суды установили, что при установлении тарифов для АО "УТСК" Министерством нарушены положения закона, а именно: пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования, и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - ОТС ЖКХ), в том числе по пунктам 2.8.2.3. - 2.8.2.5. ОТС ЖКХ.
Суды установили, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что при установлении тарифов на тепловую энергию для АО "УТСК" органом регулирования в составе расходов по статье "Оплата труда" были учтены экономически необоснованные расходы. При установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год методом экономически обоснованных расходов для АО "УТСК" Министерством были учтены экономически необоснованные расходы организации в размере 8 882,34 тыс. руб. (производство тепловой энергии) и 3 485,20 тыс. руб. (передача тепловой энергии). При установлении тарифов на тепловую энергию методом долгосрочной индексации тарифов на 2016-2018 гг. для АО "УТСК" был неправильно определен базовый уровень операционных расходов в связи с включением в состав расходов на оплату труда экономически необоснованных расходов на оплату труда персонала по сбыту тепловой энергии в размере 3 616,11 тыс. руб., которые не предусмотрены к включению в тариф по передаче тепловой энергии согласно требованиям Основ ценообразования и Методических указаний, а также завышением численности персонала на 27 единиц относительно фактических данных за 2015 год.
При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А40-17314/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.