город Москва |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А40-234000/17-92-1889 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Мурманский морской рыбный порт": Белянского Е.В. (дов. N 01-03/84 от 10.05.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства морского и речного транспорта: Дубковой М.В. (дов. N ЮЦ-32/9619 от 28.08.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Кольский берег": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Мурманской области: не явились, извещены;
рассмотрев 01 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Мурманский морской рыбный порт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г.,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г.,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Каменецким Д.В., Бекетовой И.В.,
по делу N А40-234000/17-92-1889
по заявлению акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт"
к Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
о признании недействительным распоряжения,
третьи лица: ООО "Кольский берег", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
УСТАНОВИЛ: письмом от 17 июля 2017 г. N 386 общество с ограниченной ответственностью "Кольский берег" (далее - ООО "Кольский берег", общество) обратилось в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N 51:20:0001155:81, состоящем из земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:0001155:15, 51:20:0001155:16 и 51:20:0001155:82, площадью 17804+/-47 кв. м, местоположение: г. Мурманск, ул. Подгорная (далее - исходный земельный участок), на кадастровом плане территории.
По итогам рассмотрения указанного заявления и приложенного к нему комплекта документов распоряжением Росморречфлота от 01 августа 2017 г. N КС-181-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой из исходного земельного участка образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: 51:20:0001155:218 общей площадью 6431+/-28,07 кв. м; 51:20:0001155:219 общей площадью 10164+/-35,29 кв. м; 51:20:0001155:220 общей площадью 1209+/-12Д7 кв. м.
30 августа 2017 г. по заявлению ООО "Кольский берег" исходный земельный участок снят с государственного кадастрового учета в результате раздела на три земельных участка с кадастровыми номерами N 51:20:0001155:218; 51:20:0001155:219, 51:20:0001155:220.
29 августа 2017 г. согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее также - ЕГРН) от 24 октября 2017 г. N 51/058/019/2017-633, 51/058/019/2017-634, 51/058/019/2017-635 вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет и на них оформлено право собственности Российской Федерации.
29 сентября 2017 г. вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:0001155:218 общей площадью 6 31+/-28,07 кв.м и 51:20:0001155:219 общей площадью 10164+/-35,29 кв.м предоставлены Росморречфлотом в аренду ООО "Кольский берег" сроком на 49 лет в связи с нахождением на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Кольский берег" на основании договоров аренды от 27 сентября 2017 г. N КС-36/11239, КС-36/11238.
Полагая, что указанное распоряжение нарушает права и законные интересы акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" (далее - АО "Мурманский морской рыбный порт", общество, заявитель), поскольку на исходном земельном участке с кадастровым номером 51: 20:0001155:81 располагались принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, АО "Мурманский морской рыбный порт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области) о признании недействительным распоряжения от 01 августа 2017 г. N КС-181-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории" и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:0001155:218, 51:20:0001155:219 и 51:20:0001155:220.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Кольский берег", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Мурманский морской рыбный порт" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Росморречфлот просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "Мурманский морской рыбный порт" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федерального агентства морского и речного транспорта возражал против ее удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 371 от 23 июля 2004 г., Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление федеральным имуществом в морском порту.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Из статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
При этом в пункте 16 указанной статьи содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого распоряжения, поскольку оно вынесено в пределах полномочий, представленных Федеральному агентству морского и речного транспорта, а также в соответствии с приведенными выше нормами земельного законодательства Российской Федерации.
При этом судами установлено, что ООО "Кольский берег" был предоставлен необходимый пакт документов для утверждения схемы расположения исходного земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с пояснением кадастрового инженера по обоснованию площадей, с учетом находящихся на нем строений, и копиями документов, подтверждающих статус кадастрового инженера, а также заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, в связи с чем оснований для отказа в утверждении схемы расположения исходного земельного участка у Федерального агентства морского и речного транспорта не имелось.
Судами также принято во внимание, что уполномоченный орган по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в лице Управления Росреестра по Мурманской области также не нашел предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки.
Отклоняя доводы заявителя, суды указали на то, что АО "Мурманский морской рыбный порт" не представило доказательств того, что общество является землепользователем, землевладельцем или залогодержателем исходного земельного участка.
При этом раздел исходного земельного участка не привел к тему, что на земельном участке 51:20:0001155:220 общей площадью 1209+/-12,17 кв. м., на который ссылается заявитель, указывая, что на нем расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности обществу, а именно: мачты осветительной высотой 28-м и осветительной вышки N 9 высотой 28 м., не могут быть расположены указанные объекты недвижимого имущества, поскольку согласно представленным кадастровым выпискам, общая площадь каждого объекта недвижимого имущества не превышает 5 кв. м, следовательно, общая площадь двух объектов недвижимого имущества составляет приблизительно 10 кв. м., тем самым не нарушен принцип рационального использования и охраны земельного участка.
Судами также принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 декабря 2017 г. по делу N А42-5007/17, на основании которого ООО "Кольский берег" обязано устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 51:20:0001155:220.
Доказательств нахождения на исходном земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих АО "Мурманский морской рыбный порт", обществом не представлено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г. по делу N А40-234000/17-92-1889 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Мурманский морской рыбный порт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.