город Москва |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А41-15133/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 07 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Поддержка"
на решение от 30 мая 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 10 августа 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-15133/18
по заявлению ООО "Поддержка"
об оспаривании отказа
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области,
третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, ГКУ Московской области "ДДС", Администрация Одинцовского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Поддержка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным решение Комитета от 30.01.2018 N Р001-4168340708-10229694 об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность обществу, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:95, площадью 787+/-3 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская, д. 3, с видом разрешенного использования "Рынки";
2. Обязать Комитет в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:95, площадью 787+/-3 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская, д. 3, с видом разрешенного использования "Рынки", без проведения торгов, по цене в размере 15% кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках" (далее - Постановление N 639/16).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Поддержка" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в собственности заявителя находятся следующие объекты недвижимости:
- сооружение: вещевой рынок, торговый ряд павильонов, с кадастровым номером 50:20:0000000:285706, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 13.02.2018;
- сооружение: вещевой рынок, торговый ряд павильонов, с кадастровым номером 50:20:0030108:256, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2018;
- торговый ряд павильонов, с кадастровым номером 50:20:0030108:237, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2018;
- торговый ряд павильонов, с кадастровым номером 50:20:0030108:235, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2018;
- торговый ряд павильонов, с кадастровым номером 50:20:0030108:234, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2018.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030108:95, площадью 787+/-3 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская, д. 3, с видом разрешенного использования "Рынки", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.02.2018.
30.01.2018 в письме N Р001-4168340708-10229694 Комитет ответил отказом на заявление общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:95 в собственность.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Письмом от 30.01.2018 Комитет известил общество об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка в связи с ограничением оборотоспособности указанного земельного участка, поскольку он находится в зоне планируемого размещения ВСМ и ЛРТ, предусмотренные СТП ТО МО.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в материалы дела также представлено заключение Главархитектуры N ГЗ-18-000469, подтверждающее ограниченную оборотоспособность участка в силу указанных выше обстоятельств.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичный вывод изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15.
Суды обоснованно отметили, что схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО) утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области". Кроме того, согласно проекту генерального плана г.п. Одинцово испрашиваемый земельный участок расположен в защитной зоне культурного наследия - братская могила советских воинов, 1941 года.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель, предназначенных для выше указанных нужд, утвержденных в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем не представлено.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью генерального плана развития Московской области, документы территориального планирования Московской области являются обязательными для органов местного самоуправления в силу статей 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в зону размещения планируемого размещения объекта федерального значения, в связи с чем участок ограничен в обороте.
Также правомерным является вывод судов о том, что точное расположение и конфигурация планируемого объекта и необходимый земельный участок для его размещения определяются в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса, документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса, подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса, схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса, в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения автомобильной дороги федерального значения, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года по делу N А41-15133/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Поддержка" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.