город Москва |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А41-28889/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МСК РЕСУРС": Щеглеватых В.Л. (дов. N 1/МСК от 06.03.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиева Р.А. (дов. N 103 от 29.12.2017 г.);
рассмотрев 13 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МСК РЕСУРС"
на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2018 г.,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-28889/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК РЕСУРС" (ОГРН 1175022001527; 140495, Московская область, Коломенский район, деревня Сельниково, Центральная контора)
к Министерству экологии и природопользования Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "МСК РЕСУРС" (далее - ООО "МСК РЕСУРС", общество, заявитель) имеет лицензию на пользование недрами МСК 80246 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на Черкизовском месторождении и использование их в строительных целях. Участок недр расположен в 2,0 западнее с. Черкизово Коломенского городского округа Московской области.
На основании служебной записки, поступившей из Управления по рациональному недропользованию, и по результатам анализа выполнения условий недропользования Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, административный орган) установлено, что ООО "МСК РЕСУРС" допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившееся в нарушении пункта 2.7, а именно: дополнения и изменения в технический проект разработки месторождения Министерством не согласованы; ситуационный план участка недр, предоставленного в пользование, масштабом не меньше 1:50000-1:100000, содержащий сведения о его наименовании, местоположении, с указанием географических координат угловых точек и площади участка недр, предоставленного в пользование, в Министерство не представлен; изменения в условия пользования недрами в части направления рекультивации, порядка и сроков рекультивационных работ, а также в части внесения географических координат угловых точек участка недр, предоставленного в пользование, не внесены.
На основании полученных данных 20 марта 2018 г. в отношении ООО "МСК РЕСУРС" составлен протокол об административном правонарушении N 200492/64/2018, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении N 200492/64/2018 ООО "МСК РЕСУРС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "МСК РЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 г., постановление Министерства экологии и природопользования Московской области N 200492/64/2018 от 29 марта 2018 г. о привлечении ООО "МСК РЕСУРС" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., определив штраф в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "МСК РЕСУРС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "МСК РЕСУРС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Действия, связанные с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "МСК РЕСУРС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что в соответствии с пунктом 2.7 вышеуказанной лицензии недропользователь обязан не позднее 01 января 2018 года разработать дополнения и изменения в технический проект разработки месторождения (в том числе с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации), получить на них положительное заключение государственной экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством), согласовать и утвердить изменения и дополнения в технический проект в установленном действующим законодательством порядке;
- представить в Министерство выписку из технического проекта, содержащую сведения о его утверждении в соответствии с требованиями действующего законодательства, о направлении, порядке, сроках рекультивации, стоимости рекультивационных работ;
- представить в Министерство ситуационный план участка недр, предоставленного в пользование, масштабом не меньше 1:50000-1:100000, содержащий сведения о его наименовании, местоположении, с указанием географических координат угловых точек и площади участка недр, предоставленного в пользование;
- обратиться в установленном действующим законодательством порядке в Министерство за внесением изменений в условия пользования недрами в части направления рекультивации, порядка и сроков рекультивационных работ, а также в части внесения географических координат угловых точек участка недр, предоставленного в пользование.
Вместе с тем, в нарушение Закона о недрах общество нарушило обязательный к исполнению пункт 2.7 лицензии, а именно: дополнения и изменения в технический проект разработки месторождения Министерством не согласованы; ситуационный план участка недр, предоставленного в пользование, масштабом не меньше 1:50000-1:100000, содержащий сведения о его наименовании, местоположении, с указанием географических координат угловых точек и площади участка недр, предоставленного в пользование в Министерство не представлен; изменения в условия пользования недрами в части направления рекультивации, порядка и сроков рекультивационных работ, а также в части внесения географических координат угловых точек участка недр, предоставленного в пользование не внесены.
При установленных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вина ООО "МСК РЕСУРС" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами КоАП РФ и правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, учел характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела и снизил размер штрафа до 150 000 руб.
Суд пришел к выводу, что назначенное обществу наказание в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 г. по делу N А41-28889/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МСК РЕСУРС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.