г. Москва |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А41-106845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Етеревская И.Н. по доверен. от 14.12.2017,
от заинтересованных лиц
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Мастеренко М.А. по доверен. от 31.10.2017,
рассмотрев 13 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 08.08.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Боровиковой С.В.,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ГКУ Московской области "Мособллес", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об обязании внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263
УСТАНОВИЛ: Министерство обороны Российской Федерации (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства (далее заинтересованные лица) об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское, в кварталах 41, 50 Московской области, Одинцовского муниципального района, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ГКУ Московской области "Мособллес", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.05.2018 в удовлетворении исковых требований оказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 указанное решение суда первой инстанции отменено; апелляционный суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в районе пос. Покровское, в кварталах 41, 50 Московской области, Одинцовского муниципального района, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
Комитетом лесного хозяйства Московской области подана кассационная жалоба, согласно которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Комитетом лесного хозяйства Московской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель Министерство обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ГКУ Московской области "Мособллес", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 23.07.1958 N 155 военной базе N 907 Министерства обороны СССР предоставлен земельный участок общей площадью 339,56 га.
На основании государственного акта указанный земельный участок внесен в ЕГРН с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0000000:99 площадью 3 395 600 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское.
Право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на данный земельный участок зарегистрированы в установленном порядке (выписка из ЕГРН от 05.10.2017 N 50/020/004/2017-8304).
В 2016 году путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:99 образован земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское, в отношении которого зарегистрировано право собственности Минобороны России (выписка ЕГРН от 05.10.2017 N 50/020/004/2017-8303).
Вместе с тем, согласно полученной выписке из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 29.09.2017 N 1777-09-2017 в состав земель лесного фонда с целевым назначением - защитные леса включен земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенный в кварталах 41,50 Одинцовского муниципального района Московской области, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
Министерство обороны России направило обращение в Комитет лесного хозяйства Московской области от 17.08.2017 N 141/26556 с просьбой внести изменения в материалы лесоустройства в части исключения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 из состава лесов лесного фонда, которое последним оставлено без ответа.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерайции собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Как указано в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 относится к землям лесного фонда, так как заявитель не представил надлежащих доказательств, подтверждающих право собственности на данный земельный участок. Также суд пришел к выводу, что Министерством обороны Российской Федерации избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, указав, что требование об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 фактически направлено на оспаривание права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" (далее - Закон Об обороне"), статьями 17, 25 Земельного кодекса Российской Федерации имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе земли и другие природные ресурсы, является федеральной собственностью.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, в соответствии с которым на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности, а также землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Частью IX Лесоустроительной инструкции установлены особенности лесоустройства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности.
В соответствии с пунктом 180 Лесоустроительной инструкции объектами лесоустройства в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, являются военные лесничества (лесопарки), закрепленные в установленном порядке за федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности, и лесные участки в границах этих лесничеств (лесопарков).
В силу пункта 4 указанной инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Апелляционный суд установил, что в нарушение положений Лесного кодекса, положений постановления Правительства N 135, а также пункта 180 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, на земельном участке 50:20:0000000:301263 объектом лесоустройства является не военные лесничество, а Звенигородское лесничество и Шараповское участковое лесничество.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона N 280 от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд, установив, что сведения о спорном лесном участке не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, границы данного участка пересекают земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263, пришел к обоснованному выводу о том, что сведения подлежат исключению из государственного лесного реестра.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 неправомерно внесен в государственный лесной реестр в составе земель лесного фонда и не исключен до настоящего времени, что препятствует Минобороны России в полной мере осуществлять свои права по содержанию, использованию и распоряжению им.
Вывод апелляционного суда соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А41-106845/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд, установив, что сведения о спорном лесном участке не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, границы данного участка пересекают земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263, пришел к обоснованному выводу о том, что сведения подлежат исключению из государственного лесного реестра.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф05-18953/18 по делу N А41-106845/2017
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15122/2022
20.11.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18953/18
03.09.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10734/18
08.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10734/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-106845/17