г. Москва |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А41-16375/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.
при участии в заседании:
от СПК "Новый Фермер": Гусева А.В. (по доверенности от 06.02.2018);
от Администрации Волоколамского муниципального района Московской области: Гарибян Т.А. (по доверенности от 19.04.2018);
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Степановой Ю.В. (по доверенности от 14.12.2017);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области:не явился, извещен;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явился, извещен;
от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явился, извещен;
рассмотрев 15 ноября 2018 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Новый Фермер"
к Администрации Волоколамского муниципального района Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Cельскохозяйственный производственный кооператив "Новый Фермер" (далее - СПК "Новый Фермер", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо), в котором просил суд:
- признать незаконным решение Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, выраженное в письме от 26.01.2018 N 4689 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду;
- обязать Администрацию Волоколамского муниципального района Московской области устранить указанное нарушение путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010206:142, общей площадью 480 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/п Теряевское, д. Чащь, в аренду СПК "Новый Фермер" и подготовить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010206:142, общей площадью 480 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/п Теряевское, д. Чащь, подписанный со стороны Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, и направить его в адрес СПК "Новый Фермер".
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что отказ Администрации Волоколамского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду спорного земельного участка является законным, поскольку границы испрашиваемого земельного участка пересекаются с землями лесного фонда. Также указывает на то, что в соответствии с п. 5.20 (3) Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" - Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в связи с чем Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области должно быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Представитель Комитета в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представить Администрации Волоколамского муниципального района Московской области поддержал доводы кассационной жалобы Комитета.
Представитель СПК "Новый Фермер" возразил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По делу установлено, что СПК "Новый Фермер" на основании договора аренды земельного участка от 18.09.2014 года N 93/2014, заключенного с Администрацией Волоколамского муниципального района Московской области, сроком с 18.09.2014 года по 17.09.2017 года предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:07:0010206:142, общей площадью 480 000 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", для осуществления арендатором деятельности в соответствии с целевым назначением земельного участка и ограничениями, установленными Федеральным законом от 10.01.1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 30.10.2014 года в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись.
14.08.2017 года СПК "Новый Фермер" обратилось в Администрацию Волоколамского муниципального района Московской области с заявлением о заключении нового договора аренды без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010206:142.
17.11.2017 года СПК "Новый Фермер" повторно обратилось к заинтересованному лицу с аналогичными требованиями.
Письмом от 26.01.2018 года N 4689 Администрация Волоколамского муниципального района Московской области отказала в заключении нового договора аренды, указав что испрашиваемый земельный участок налагается на земли лесного фонда, а также располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Кузьминский комплексный заказник".
Посчитав данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с подп. 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления в аренду земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Судами установлено, что заявитель имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, поскольку испрашиваемый земельный участок ранее предоставлялся в аренду СПК "Новый Фермер" для ведения сельскохозяйственного производства; доказательств того, что в период действия предыдущего договора аренды выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения законодательства Российской Федерации при использовании данного земельного участка и указанные нарушения не устранены, не представлено; заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано заявителем до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Исходя из смысла положений пунктов 4, 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, ограничиваются в обороте.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, если земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий, то он не может быть предоставлен в собственность, но может быть предоставлен в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
При этом объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев (пункт 9 статьи 95 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Постановлением Правительства РФ от 24.09.2015 года N 887/35 утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения "Кузьминский комплексный заказник".
В соответствии с разделом VII данного Положения заказник создан без изъятия земель. Следовательно, земельные участки, не находящиеся в частной собственности, не относятся в связи с их включением в границы заказника к землям, находящимся в собственности Московской области.
В пункте 2 раздела XII Положения установлены виды деятельности, которые запрещены в границах заказника.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок был предоставлен СПК "Новый Фермер" в аренду с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Территория заказника занимает лишь часть земельного участка. Доказательств того, что на этой территории заказника СПК "Новый Фермер" ведет сельскохозяйственную деятельность, противоречащую видам деятельности, разрешенным в границах заказника, не представлено и в кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области на такие доказательства не ссылается.
Отклоняя довод о том, что границы испрашиваемого земельного участка пересекаются с землями лесного фонда, суды учли положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), предусматривающие, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель решается в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Установив, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0010206:142 зарегистрировано за ответчиком 30.10.2014, сам земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 31.07.2013, то есть до 01.01.2016, суды пришли к правильному выводу о том, что земельный участок не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Таким образом, суды правомерно установили, что оспариваемый отказ Администрации нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует закону.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 АПК РФ, в целях восстановления нарушенных прав кооператива, суды правомерно обязали заинтересованное лицо подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010206:142, общей площадью 480 000 кв. м, подписать и направить подписанные экземпляры проекта договора аренды сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новый Фермер".
Довод заявителя жалобы о нарушении судами норм процессуального права вследствие непривлечения к участию в деле Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области неоснователен, поскольку из обжалуемых судебных актов не следует, что они непосредственно затрагивают права и обязанности данного лица.
Иные доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А41-16375/18 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.