г. Москва |
|
28 ноября 2018 г. |
Дело N А40-11349/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.11.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Правительства Республики Бурятия - Шаракшанэ А.В. (представителя по доверенности от 30.07.2018);
от Министерства финансов Российской Федерации - Лобовой Е.Н. (представителя по доверенности от 25.07.2016);
от Федерального казначейства Российской Федерации - Биджиева А.Б. (представителя по доверенности от 22.09.2017);
от Министерства культуры Российской Федерации - извещено, представитель не явился;
от Министерства финансов Республики Бурятия - Ланцевой И.А. (представителя по доверенности от 09.01.2018);
от Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия - извещено, представитель не явился;
от Министерства культуры Республики Бурятии - извещено, представитель не явился;
от Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - Шаракшанэ А.В. (представителя по доверенности от 20.06.2018);
от государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 21.11.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Бурятия
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 24.05.2018,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 08.08.2018,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-11349/2018
по заявлению Правительства Республики Бурятия
к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации
третьи лица: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство финансов Республики Бурятия, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятии, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия"
об оспаривании приказов, уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 19.10.2017 N 944, 945, уведомления Федерального казначейства Российской Федерации (далее - Казначейство России) от 19.09.2017 N 07-04-04/09-1806.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), Министерство финансов Республики Бурятия (далее - Минфин Республики Бурятия), Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее также - управление), Министерство культуры Республики Бурятии (далее - Минкультуры Республики Бурятии), Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Министерство строительства Республики Бурятия), государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Правительство Республики Бурятия просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное исследование доказательств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
Минкультуры России, Минкультуры Республики Бурятии, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия, ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До заседания в суд от Минфина России поступил отзыв в электронном виде на кассационную жалобу.
Представитель Казначейства России в судебном заседании просил приобщить к материалам дела оригинал отзыва на кассационную жалобу, представитель Минфина России - оригинал отзыва, представили доказательства направления отзывов лицам, участвующим в деле.
Отзывы Минфина России и Казначейства России приобщены к материалам дела.
Представители Правительство Республики Бурятия, Министерства строительства Республики Бурятия и Минфина Республики Бурятия поддержали доводы кассационной жалобы Правительства Республики Бурятия.
Представители Казначейства России и Минфина России возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Правительства Республики Бурятия, Министерства строительства Республики Бурятия и Минфина Республики Бурятия, Минфина России и Казначейства России, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказами Минфина России от 19.10.2017 N 944, N 945 были применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Бурятия.
Согласно приказу Минфина России от 19.10.2017 N 944 сумма взыскания составила 13 095 326 рублей 34 копейки.
Согласно приказу Минфина России от 19.10.2017 N 945 сумма взыскания составила 21 259 538 рублей 22 копейки.
Указанные средства были перечислены из бюджета Республики Бурятия в федеральный бюджет 31.10.2017.
Оба приказа были приняты Минфином России на основании уведомления Казначейства России от 19.09.2017 N 07-04-04/09-1806 о применении бюджетных мер принуждения.
Уведомление было вынесено по результатам рассмотрения Казначейством России материалов выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" за 2016 год, проведенной с 30.06.2017 по 21.07.2017 Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия".
По результатам выездной проверки управление составило акт от 21.07.2017 и представление от 11.08.2017 N 02-11-46/23-3042.
Полагая, что названные приказы и уведомление являются незаконными, Правительство Республики Бурятия оспорило в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться граждане, организации и иные лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 31, 132, 166, 242, 306.1, 306.2, 306.3, 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, Федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186, установив, что не только не осуществлен возврат неиспользованной при строительстве объекта части субсидии, но и в одностороннем порядке изменено ее целевое назначение, выразившееся в израсходовании средств субсидии на приобретение компьютерного оборудования, а также нарушен порядок софинасирования, что привело к перерасходу средств федерального бюджета, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Минфин России доказал факт неэффективного (нецелевого) использования средств федерального бюджета, факт причинения действиями, за которые отвечает Правительство Республики Бурятия, ущерба федеральному бюджету в размере перерасходованных денежных средств и стоимости компьютерного оборудования подтвержден документально, признали не подлежащими удовлетворению заявленные требования об оспаривании упомянутых приказов Минфина России.
Признавая не подлежащими удовлетворению требование об оспаривании названного уведомления Казначейства России, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оно выдано Казначейством России в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству, в связи с чем не нарушает прав и законных интересов Правительства Республики Бурятия, при этом учли, что указанное представление не предусматривает порядок привлечения Правительства Республики Бурятия к ответственности, применение иных мер принуждения, ограничивающих его права в финансово-бюджетной сфере.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ) и основаны на правильном применении норма права.
Доводы кассационной жалобы Правительства Республики Бурятия не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы Правительства Республики Бурятия, бюджетная мера принуждения направлена на изъятие средств не у Правительства Республики Бурятия, а из республиканского бюджета, в котором были размещены средства федерального бюджета, то есть, по сути, изымаются средства федерального бюджета, находящиеся на счете республиканского органа власти, которые не являются собственностью субъекта Российской Федерации.
При этом, как указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно подпункту "д" статьи 22 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-1 "О Правительстве Республики Бурятия" именно Правительство Республики Бурятия обеспечивает исполнение республиканского бюджета и другие полномочия.
Ссылки Правительства Республики Бурятия на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм Бюджетного кодекса Российской Федерации отклоняются как ошибочные.
Ссылка Правительства Республики Бурятия на судебные акты по делу N А10-7269/17 об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 11.08.2017 N 02-11-46/23-3042 также является несостоятельной, поскольку заявлена без учета состава лиц, участвующих в настоящем деле и в деле N А10-7269/17: в силу норм части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, указанные в этих в этих судебных актах, не имели силу преюдиции для настоящего дела, и не препятствовали Минфину России и Казначейству России, не участвовавшим в деле N А10-7269/17, доказыванию ими законности приказов Минфина России от 19.10.2017 N 944, 945 и уведомления Казначейства России от 19.09.2017 N 07-04-04/09-1806, приведению соответствующих доводов и доказательств. Кроме того, Правительство Республики Бурятия, ссылаясь на судебные акты по делу N А10-7269/17, не приняло во внимание выводы судов по делу N А10-7269/17 и указанное ими обоснование.
Из доводов Правительства Республики Бурятия, Министерства строительства Республики Бурятия и Минфина Республики Бурятия, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, в том числе частью 4 этой статьи, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А40-11349/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.