г. Москва |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А40-44234/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Кочеткова А.А., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Рузаев И.А. по дов. N 47-д от 21.08.2018
от ответчика: Скачков В.И. по дов. от 12.01.2018,
рассмотрев 22 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АЭРОПРОФ"
на решение 05.06.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Титовой Е.В.,
на постановление от 17.09.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Тетюком В.И., Кузнецовой Е.Е.,
в деле по иску акционерного общества "ВОЗДУХОТЕХНИКА"
к обществу с ограниченной ответственностью "АЭРОПРОФ"
о признании недействительными частично договоров, взыскании задолженности, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ: АО "ВОЗДУХОТЕХНИКА" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "АЭРОПРОФ" (далее - ответчик) со следующими требованиями:
- о признании недействительным пункта 4.4 договоров от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП, от 30.10.2012 N 1992/12-02-СП, от 30.10.2012 N 1994/12-02-СП, от 03.12.2012 N 33090/1993/12-02-СП;
- о взыскании по договору от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП задолженности в размере 661 705,09 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 13 048,29 руб.;
- о взыскании по договору от 30.10.2012 N 1992/12-02-СП задолженности в размере 188 886,12 руб., пени в размере 17 188,64 руб.;
- о взыскании по договору от 30.10.2012 N 1994/12-02-СП задолженности в размере 23 716,42 руб., пени в размере 215,82 руб.;
- о взыскании по договору от 03.12.2012 N 33090/1993/12-02-СП задолженности в размере 484 096,85 руб., процентов за пользования чужими денежными средствами в размере 3 391,99 руб.;
- о взыскании по договору от 24.07.2014 N 2363/14-02-СП задолженности в размере 710 184,64 руб., пени в размере 64 626,80 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018, иск удовлетворен частично - с ответчика взыскана сумма гарантийного удержания в размере 2 068 589,12 руб., пени в размере 98 471,54 руб., в остальной части иска отказано.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2018 произведена замена ответчика с ЗАО "АЭРОПРОФ" на ООО "АЭРОПРОФ".
Не согласившись с решением и постановлением судов, ООО "АЭРОПРОФ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона.
Представленный АО "ВОЗДУХОТЕХНИКА" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между ООО "АЭРОПРОФ" (подрядчик) и АО "ВОЗДУХОТЕХНИКА" (субподрядчик) заключено пять договоров на выполнение субподрядных работ, а именно: от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП, от 30.10.2012 N 1992/12-02-СП, от 30.10.2012 N 1994/12-02-СП, от 03.12.2012 N 33090/1993/12-02-СП, от 24.07.2014 N 2363/14-02-СП.
В соответствии с договором от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП субподрядчик обязался своими силами осуществить комплекс работ по монтажу систем вентиляции и кондиционирования торговых помещений 1 и 2 этажей в осях 34-51/А-Б1 с использованием собственных материалов и представленного подрядчиком оборудования на основании сметы. Цена договора составляет 51 063 104,48 руб. Начало работ - с даты получения первого авансового платежа, окончание работ - 31.07.2011.
Согласно разделу 4 договора оплата работ происходит следующим образом: первый авансовый платеж в течение 7 банковских дней от даты подписания договора в размере 7 000 000 руб., второй авансовый платеж через две календарные недели после даты подписания настоящего договора в размере 7 000 000 руб., третий авансовый платеж через три календарные недели после даты подписания настоящего договора в размере 7 000 000 руб., четвертый авансовый платеж через четыре календарные недели после подписания договора в размере 7 000 000 руб., фактическая оплата производится подрядчиком ежемесячно в течение 5 банковских дней после подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, в размере 95% от стоимости выполненных работ; окончательный расчет производится в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
Дополнительным соглашением от 18.11.2011 N 1 к договору от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП сторонами согласованы дополнительные работы по поставке и монтажу воздушных клапанов и адаптеров на объекте, стоимость дополнительных работ определена в размере 973 620,90 руб., срок работ определен в течение 20 рабочих дней с момента подписания соглашения.
Также к договору от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП сторонами заключено два дополнительных соглашения от 26.03.2012, в которых согласованы дополнительные работы по 2 этапу строительства, оси 17-23, 23-24/Ф-Ш, стоимость работ определена в размере 13 272 176,39 руб., срок работ: 1 этаж - 30.06.2012, 2 этаж - 20.04.2012, а также дополнительные работы по 2 этапу строительства, оси 17-23 на объекте, стоимость работ определена в размере 12 945 655,37 руб., срок работ определен: 1 этаж - 15.05.2012, 2 этаж - 20.04.2012.
В соответствии с договором от 30.10.2012 N 1992/12-02-СП субподрядчик обязался своими силами осуществить комплекс работ по монтажу систем дымоудаления и подпора воздуха помещений в осях 1-34 с использованием собственных материалов и представленного подрядчиком оборудования на основании локальной сметы N 1992/12-02СП-С1. Цена договора составляет 8 112 500,72 руб. Начало работ - 07.11.2012, окончание работ по торговым помещениям - 30.11.2012, окончание работ по договору 07.02.2013.
Согласно разделу 4 договора оплата работ происходит в четыре этапа: первый авансовый платеж в течение 3 банковских дней от даты подписания договора - 50% от стоимости материалов, в размере 2 501 096,89 руб., второй авансовый платеж в течение 14 дней от даты получения субподрядчиком первого авансового платежа - 50% от стоимости материалов, в размере 2 501 096,89 руб., фактическая оплата производится подрядчиком ежемесячно в течение 5 банковских дней после подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, в размере 95% от стоимости выполненных работ; окончательный расчет производится в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
Пунктом 9.4 договора предусмотрено, что в случае нарушения подрядчиком сроков оплаты выполненных работ по договору, субподрядчик вправе потребовать с подрядчика выплаты неустойки в размере 0,01% за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа.
В соответствии с договором от 30.10.2012 N 1994/12-02-СП субподрядчик обязался своими силами осуществить комплекс работ по монтажу систем дымоудаления и подпора воздуха помещений в осях 1-34 с использованием собственных материалов и представленного подрядчиком оборудования на основании локальной сметы N 1994/12-02СП-С1. Цена договора составляет 3 092 292,60 руб. Начало работ - 07.11.2012, окончание работ по торговым помещениям - 30.11.2012, окончание работ по договору 07.02.2013.
Согласно разделу 4 договора оплата работ происходит следующим образом: первый авансовый платеж в течение 3 банковских дней от даты подписания договора - 50% от стоимости материалов, в размере 804 407,17 руб., второй авансовый платеж в течение 14 дней от даты получения субподрядчиком первого авансового платежа - 50% от стоимости материалов, в размере 804 407,17 руб., фактическая оплата производится подрядчиком ежемесячно в течение 5 банковских дней после подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, в размере 95% от стоимости выполненных работ; окончательный расчет производится в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
Пунктом 9.4 договора предусмотрено, что в случае нарушения подрядчиком сроков оплаты выполненных работ по договору, субподрядчик вправе потребовать с подрядчика выплаты неустойки в размере 0,01% за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа.
В соответствии с договором от 03.12.2012 N 33090/1993/12-02-СП субподрядчик обязался своими силами осуществить комплекс работ по монтажу систем дымоудаления помещений в осях 1-17, А-Щ (3-й этап) систем ДУ 56-79, ДУ81 с использованием собственных материалов и представленного подрядчиком оборудования, на основании локальной сметы N 1993/12-02СП. Цена договора составляет 10 326 529,26 руб. Начало работ - 04.12.2012, окончание работ по торговым помещениям - 07.03.2013, окончание работ по договору - 31.03.2013.
Согласно разделу 4 договора оплата работ происходит в четыре этапа: первый авансовый платеж в течение 45 банковских дней от даты подписания договора в размере 50% от стоимости материалов в размере 3 222 213,20 руб., второй авансовый платеж в течение 14 дней от даты получения субподрядчиком первого авансового платежа в размере 50% от стоимости материалов в размере 3 222 213,20 руб., фактическая оплата производится подрядчиком ежемесячно в течение 5 банковских дней после подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, в размере 95% от стоимости выполненных работ; окончательный расчет производится в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
В соответствии с договором от 24.07.2014 N 2363/14-02-СП субподрядчик обязался своими силами в соответствии с проектной документацией, утверждаемой подрядчиком, локальной сметой N 2363/14-02-СП-СМ1 выполнить с использованием оборудования и материалов подрядчика комплекс работ по устройству систем вентиляции в павильонах NN 2, 3, 4, 5 для торговли овощами и фруктами на объекте: Многофункциональный торговый, деловой и развлекательный центр, расположенный по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, в районе Мамыри, участок 74/1 (прежний адрес - Московская обл., Ленинский р-н, Сосенский с/о, вблизи пос. Мамыри, участок 74/1) и сдать результат работ подрядчику, а подрядчик обязался принять и оплатить выполненные работы. Цена договора составляет 4 456 960 руб., начало работ - 25.07.2014, окончание работ - 21.09.2014.
Согласно разделу 4 договора оплата работ производится в два этапа: в течение 15 банковских дней с момента подписания подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также предоставления исполнительной документации, в объеме 95%; окончательная оплата 5% от стоимости комплекса работ производится подрядчиком на основании выставленного субподрядчиком счета на оплату в течение 10 банковских дней после сдачи-приемки выполненных работ, подписания итогового акта сдачи-приемки результата работ.
Пунктом 8.4 договора предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты подрядчиком работ, выполненных субподрядчиком и принятых подрядчиком, субподрядчик вправе требовать уплаты подрядчиком пени в размере 0,1% от неоплаченной суммы за каждый календарный день просрочки, но не более 10% от неоплаченной суммы.
Дополнительным соглашением N 1 от 17.10.2014 стороны согласовали дополнительные работы по устройству систем вентиляции в павильонах NN 5, 6, 7, 8 (в раннем проекте NN 2, 3, 4, 5) для торговли овощами и фруктами на объекте, не учтенные проектной документации. Цена дополнительных работ составляет 26 938 руб., окончание работ - 30.11.2014.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Суды пришли к правомерному выводу, что срок оплаты работ должен определяться по правилам статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку условия пунктов договора об окончательной оплате генподрядчиком работ после приемки объекта рабочей комиссией и подписания акта приемки законченного строительством объекта, окончания гарантийного срока по объекту противоречат предмету договора, заключенному в отношении отдельного этапа работ. Такие условия не зависят от действий истца, а поставлены в зависимость от действий иных лиц (рабочей комиссии, заказчика строительства, иных подрядчиков на объекте).
При это, ввод объекта в эксплуатацию относится к обязательствам ответчика.
Работы по спорным договорам субподряда приняты ООО "АЭРОПРОФ", при этом документально не подтверждено, что препятствовало подрядчику с момента принятия им выполненных субподрядчиком работ, подписать акт сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
При рассмотрении спора судами установлено, что акты о приемке выполненных истцом работ по форме КС-2 по спорным договорам субподряда подписаны ООО "АЭРОПРОФ" без замечаний и возражений относительно качества их выполнения, в связи с чем работы считаются принятыми ответчиком и подлежат оплате в заявленном объеме. Общий размер гарантийного удержания составляет 2 068 589,12 руб.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка взыскана судами частично - в размере 98 471,54 руб., поскольку установлена допущенная истцом арифметическая ошибка при расчете ее размера.
Согласно пункту 4.4 спорных договоров от 25.05.2011 N 30/11-СДО/1730/11-02-СП, от 30.10.2012 N 1992/12-02-СП, от 30.10.2012 N 1994/12-02-СП, от 03.12.2012 N 33090/1993/12-02-СП, подрядчик осуществляет выплату гарантийного удержания в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ на объекте приемочной комиссией.
Частичный отказ в удовлетворении искового требования ответчиком не обжалуется.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает частичное удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А40-44234/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.