г. Москва |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А41-43485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен,
от заинтересованного лица: неявка уведомлен,
рассмотрев 18 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 09 августа 2018 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Семеновой А.Б.
на постановление от 24 сентября 2018 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пивоваровой Л.В., Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-43485/2018,
по заявлению Администрации городского округа Мытищи Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090216:29,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090216:29, площадью 87 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, с/о Коргашинский, д. Свиноедово, д. 21, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мишенина Лидия Васильевна, Хмелюков Владимир Васильевич, Сячина Юлия Васильевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не соответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств по делу и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090216:29, площадью 87 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, с/о Коргашинский, д. Свиноедово, д. 21, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на государственный кадастровый учет 18.05.2004, что подтверждается кадастровым планом от 18.05.2004 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2018.
Между Администрацией Мытищинского района Московской области и Мишениной Лидией Васильевной, Хмелюковым Владимиром Васильевичем, Сячиной Юлией Васильевной был заключен договор аренды от 09.08.2004 N 4412 спорного земельного участка, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2004.
Суды указывают, что согласно пункта 1.1 договора, цель предоставления земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
Также судами установлено, что согласно акту осмотра земельного участка от 18.12.2017 Администрации земельный участок огорожен, на территории произрастает древесно-кустарниковая растительность, хозяйственные постройки отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2018 право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано 02.11.2004 за Российской Федерацией.
Ссылаясь на отсутствие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и на нарушение такой регистрацией прав Администрации как органа, распоряжающегося в силу закона неразграниченными земельными участками, Администрация обратилась в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 названного Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Податель жалобы ссылается на избрание истцом неверного способа защиты нарушенного права ввиду выбытия земельного участка из владения Администрации в связи с передачей его в аренду.
Кассационная коллегия с данным доводом не соглашается ввиду следующего.
Так, согласно разъяснениям, данным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Судами верно указано, что в отличие от выбытия имущества в чужое незаконное владение передача имущества в аренду происходит по воле арендодателя на основании договора с арендатором. Между арендатором и арендодателем возникают обязательственные правоотношения, регулируемые договором аренды.
Передав имущество в аренду, арендодатель не утрачивает господство над имуществом, так как знает кому оно передано, контролирует владение имуществом со стороны арендатора.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что в настоящей ситуации у арендодателя - истца по делу отсутствует необходимость предъявления виндикационного иска, обусловленного именно незаконным выбытием имущества из владения собственника.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что Администрация обоснованно воспользовалась указанным ранее способом защиты нарушенного права.
Также судами установлено, что в рассматриваемом случае Администрация ссылается на то обстоятельство, что запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает ее права и законные интересы как уполномоченного органа местного самоуправления на распоряжение этим участком в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок) было установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно пункту 2 статьи 2 названного Закона основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 3 названного Закона основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был изменен порядок разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Изданные Правительством Российской Федерации до 01.07.2006 акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 указанной статьи).
Судами верно указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие как об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", так и о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности в силу прямого указания закона по действующему в настоящее время законодательству.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, судами верно указано, что запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Российской Федерацией на земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков (статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что требования Администрации являются обоснованными.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, и сделаны выводы, основанные на применении норм материального и процессуального права.
Вывод судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года по делу N А41-43485/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие как об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", так и о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности в силу прямого указания закона по действующему в настоящее время законодательству.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, судами верно указано, что запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Российской Федерацией на земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков (статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
...
решение Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года по делу N А41-43485/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2018 г. N Ф05-21316/18 по делу N А41-43485/2018