г. Москва |
|
28 декабря 2018 г. |
Дело N А40-36700/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.12.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Закутской С.А.,
судей Федуловой Л.В., Кручининой Н.А.,
при участии в судебном заседании: представители не явились;
рассмотрев 24.12.2018 в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Строительные материалы-155"
на постановление от 31 октября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Григорьевым А.Н., Клеандровым И.М., Гариповым В.С.,
по заявлению конкурсного управляющего ООО "Строительные материалы-155" о понуждении органа местного самоуправления в лице муниципального округа Черемушки г. Москвы к принятию имущества должника,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Строительные материалы-155",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Строительные материалы-155" (ООО "Строительные материалы-155" (ОГРН 1077763804964, ИНН 7727635327) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника.
Определением от 07.11.2013 г. конкурсным управляющим общества утвержден Лыков О.С.
В Арбитражный суд г. Москвы поступило заявление конкурсного управляющего должника о понуждении органа местного самоуправления принять нереализованное имущество ООО "Строительные материалы-155" - право требования ООО "Строительные материалы-155" к АО "Строительное управление N 155" в размере 106 158 000 руб.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2018 суд обязал муниципальное образование Черемушки г. Москвы принять нереализованное имущество ООО "Строительные материалы-155" - право требования ООО "Строительные материалы-155" к АО "Строительное управление N 155" в размере 106 158 000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суд от 31 октября 2018 года вышеуказанное определение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, конкурсный управляющий ООО "Строительные материалы-155" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции от 15.08.2018.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Отзывы на кассационную жалобу в адрес суда не поступали.
Как установлено судами, проведение мероприятий, предусмотренных законодательством и возможных в процедуре банкротства ООО "Строительные материалы-155", а именно: первые, повторные торги, торги посредством публичного предложения, попытки передать имущество кредиторам, участникам должника, иные меры, предпринятые конкурсным управляющим, не привели к реализации права требования должника к АО "Строительное управление N 155" (ИНН 7736003162) в размере 106 158 000,00 рублей, подтвержденного решениями Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2012 года по делу N А40-122574/11-55-184, от 30 мая 2014 года по делу N А40-28515/2014, от 02 марта 2015 года по делу N А40-177644/2014.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, применяемым к процедуре банкротства ООО "Строительные материалы-15), при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
25.01.2018 года, руководствуясь п. 1 ст. 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсный управляющий Лыков Олег Сергеевич направил главе муниципального округа Черемушки г. Москвы Минаевой Е.В. уведомление о передаче имущества (права требования к АО "Строительное управление N 155" в размере 106 158 000,00 рублей) с подписанным со своей стороны актом передачи указанного имущества.
11.04.18 было отправлено повторное уведомление о передаче имущества (было принято 11.04.2018).
19.04.2018 от главы муниципального округа Черемушки г. Москвы Минаевой Е.В. поступил отказ от подписания акта о передаче имущества от 25.01.2018, мотивированный отсутствием вопроса передачи невостребованного имущества при процедуре банкротства в составе вопросов местного значения муниципальных образований в городе Москве со ссылкой на Закон города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (часть 1 статьи 8).
При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества (пункт 3 статьи 148).
В связи с вышеизложенным конкурсный управляющий должника обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 148 Закона о банкротстве возможна передача имущества должника в виде дебиторской задолженности органу местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что полномочия органов местного самоуправления ограничены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления в том случае, если соответствующие вопросы определены настоящим Законом как вопросы местного значения.
Как указал суд, принятие на баланс муниципального округа Черемушки г. Москвы невостребованного имущества при процедуре банкротства в виде дебиторской задолженности в размере 106 158 000 руб. не входит в перечень полномочий, установленных действующим законодательством, что приведет к невозможности исполнения судебного акта, поскольку дебиторская задолженность, а именно ее использование органом местного самоуправления для решения вопросов местного значения, установленных ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не представляется возможным.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нереализованное имущество должника в виде дебиторской задолженности не относится к имуществу, которое в силу закона должно быть передано и принадлежать именно органу местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая постановление суда апелляционной инстанции, сослался на неправильное применение судом норм материального права, поскольку, по мнению заявителя, суд должен был руководствоваться специальными нормами, предусмотренными Законом о банкротстве, предусматривающими обязанность органа муниципального управления принять нереализованное имущество должника.
Исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, суд округа приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 131, 132 Закона о банкротстве в конкурсную массу включается все имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота.
Статья 148 Закона о банкротстве не содержит конкретный перечень имущества, которое подлежит передаче органу местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных п. 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в п. 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из смысла пунктов 1, 5 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. От 01.07.2018) "О несостоятельности (банкротстве)", имущество должно быть передано в натуре, поскольку при рассмотрении возникших между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления разногласий суд определяет условия передачи имущества, что, в свою очередь, предполагает возможность его реальной передачи, при этом целью передачи имущества органу местного самоуправления является определение лица, ответственного за его содержание, обеспечение безопасности эксплуатации либо владения во избежание причинения вреда неограниченному кругу лиц вследствие оставления имущества после завершения конкурсного производства в качестве бесхозяйного.
Указанные положения, по мнению суда, позволяют прийти к выводу, что дебиторская задолженность не относится к имуществу, подлежащему передаче в муниципальную собственность.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
В силу пункта 8 статьи 148 Закона о несостоятельности (банкротстве) при отсутствии заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество или оставшееся имущество либо невозможности передачи собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника такого имущества конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 11 статьи 148 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.
При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.
В силу пункта 12 ст. 148 Закона о банкротстве при рассмотрении указанного в пункте 11 настоящей статьи заявления арбитражный суд определяет условия передачи имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления или Российской Федерации.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм права, органам местного самоуправления подлежит передаче любое нереализованное имущество должника, обратное из положений ст. 148 Закона о банкротстве не следует.
В статье 148 Закона о банкротстве не содержится разъяснений, согласно которым передать в муниципальную собственность можно только недвижимое имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства.
Кроме того, иной правовой подход может привести к тому, что имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства, окажется фактически бесхозным и будет препятствием для завершения конкурсного производства.
Учитывая, что конкурсный управляющий принял все необходимые меры по взысканию и реализации дебиторской задолженности, соблюдению процедуры передачи нереализованного имущества (дебиторской задолженности) органу местного самоуправления, он правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию на баланс имущества (дебиторской задолженности), не реализованного в ходе конкурсного производства.
При таких обстоятельствах суд округа полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования конкурсного управляющего должника, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как вынесенное с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2018 года по делу N А40-36700/10 отменить, определение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2018 года оставить в силе.
Председательствующий судья |
С.А. Закутская |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 статьи 148 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.
...
В силу пункта 12 ст. 148 Закона о банкротстве при рассмотрении указанного в пункте 11 настоящей статьи заявления арбитражный суд определяет условия передачи имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления или Российской Федерации.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм права, органам местного самоуправления подлежит передаче любое нереализованное имущество должника, обратное из положений ст. 148 Закона о банкротстве не следует.
В статье 148 Закона о банкротстве не содержится разъяснений, согласно которым передать в муниципальную собственность можно только недвижимое имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2018 г. N Ф05-578/15 по делу N А40-36700/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-578/15
31.10.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52656/18
30.08.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36700/10
19.04.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36700/10
13.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-578/15
27.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24815/15
08.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23750/15
02.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18853/15
26.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-578/15
24.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46960/14
25.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15442/12
07.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19894/14
06.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20403/14
20.06.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18287/14
03.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3308/14
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3308/14
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15442/12
14.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35530/13
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15442/12
16.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31141/12
07.08.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36700/10
03.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26442/11
18.05.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36700/10