Москва |
|
15 января 2019 г. |
Дело N А41-8218/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен: 15 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Д.И. Дзюбы, А.И. Стрельникова
при участии в заседании:
от истца - Цырульников ПМ, дов. от 09.01.2019,
от ответчика - Буров ИВ, дов. от 29.01.2018,
от третьего лица -
рассмотрев 09 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Красногорскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2018 года, принятое судьей Капаевым Д.Ю., на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2018 года, принятое судьями Мизяк В.П., Катькиной Н.Н., Терешиным А.В.,
по иску Акционерного общества "Красногорскэнергосбыт"
к Акционерному обществу "Красногорское предприятие электрических сетей"
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Красногорскэнергосбыт" (далее - истец, АО "КЭС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Акционерному обществу "Красногорское предприятие электрических сетей" (далее - ответчик, АО "КПЭС") о взыскании 676 341,18 руб. задолженности по договору на покупку электроэнергии для компенсации потерь в сетях, 30 825,55 руб. неустойки, неустойки, начисленной за период с 20.03.2018 по день фактической оплаты задолженности из расчета 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвует Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - третье лицо, ПАО "МОЭСК").
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец указывает, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих объем полезного отпуска электрической энергии, соответствующий объему, указанному ответчиком в балансе электрической энергии за ноябрь 2017 года, что баланс АО "КЭС" электрической энергии за ноябрь 2017 года подписан сторонами и третьим лицом, баланс АО "КПЭС" подписан в одностороннем порядке.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов по доводам отзыва.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь (пункт 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения).
Как установлено судами и следует из материалов дела, между продавцом ОАО "КЭС" и покупателем ОАО "КПЭС" заключен договор от 01.01.2010 N 02/2010 на покупку электрической энергии для компенсации потерь в сетях.
Согласно пункту 1.1 договора продавец осуществляет продажу электрической энергии по заявке покупателя для компенсации потерь в принадлежащих покупателю электрических сетях, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию в соответствии с условиями договора.
Из пункта 2.1.1 договора следует, что продавец обязан обеспечить поставку в точки приема электроэнергии и мощности, в объеме потерь электрической энергии, возникших в сетях покупателя, в целях исполнения продавцом принятых на себя обязательств по договорам энергоснабжения (купли продажи электрической энергии и мощности), заключенным с потребителями продавца, путем приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности).
Согласно пункту 2.1.3 договора продавец обязан предоставлять покупателю акт поставки электрической энергии для компенсации потерь по форме приложения N 1 к настоящему договору в 2-экземплярах и счет-фактуру в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным на основании данных интегрального акта и фактического баланса электроэнергии, оформленных продавцом, покупателем и ОАО "МОЭСК" в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2010 N КРЭС/10 (по форме приложений N 6.4 и N 7 соответственно).
Судами установлено, что 01.01.2010 ОАО "КЭС" (заказчик), ОАО "МОЭСК" (исполнитель-1) и ОАО "КПЭС" (исполнитель-2) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N КРЭС/10, предметом которого является возмездное оказание исполнителем-1 и исполнителем-2 услуг по передаче электрической энергии (мощности) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через последовательно соединенные технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю-1 и исполнителю-2 на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании до потребителей заказчика, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства исполнителя-2.
Исполнитель-1 оказывает заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) в интересах потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя-2. В свою очередь, исполнитель-2 оказывает услуги по передаче электроэнергии до точек поставки потребителей.
Согласно пункту 1.1 договора N КРЭС/10 под фактическими потерями электрической энергии понимается разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть исполнителя-2 в точках приема передачи от исполнителя-1 и смежных субъектов рынка и объемом электрической энергии, переданной потребителям и смежным субъектам рынка.
В силу пункта 5.4.29 договора N КРЭС/10 исполнитель-2 обязан ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за расчетным оформлять и представлять заказчику фактический баланс электрической энергии по сети исполнителя-2.
В соответствии с пунктом 6.2.8 договора N КРЭС/10 заказчик обязан ежемесячно в течение 2 дней с момента получения от исполнителя-2 рассматривать, подписывать и направлять обратно исполнителю-2 фактический баланс электрической энергии в сети исполнителя-2.
Судами установлено, что истец поставил электрическую энергию, что подтверждается актом поставки электрической энергии для компенсации потерь от 30.11.2017.
Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861), размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства (пункт 51 Правил N 861).
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери только на объемы электрической энергии, не обеспеченные выработкой соответствующей электрической станцией (пункт 52 Правил N 861).
В силу пункта 185 Основных положений на основании определенных в соответствии с настоящим разделом объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) сетевые организации определяют фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства этих сетевых организаций.
Согласно пункту 186 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в целях осуществления указанных действий сетевая организация составляет баланс электрической энергии, представляющий собой систему показателей, характеризующую за расчетный период сумму объемов электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства данной сетевой организации, и фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих такой сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, равную объему электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства данной сетевой организации, уменьшенному на объем электрической энергии, отпущенной из объектов электросетевого хозяйства такой сетевой организации в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организации.
Следовательно, вывод судов, что законодательством обязанность по определению объема потерь и, соответственно, расчета потерь электрической энергии возложена на сетевую организацию, является правильным.
Судами установлено, что ответчик произвел расчет объема потерь электрической энергии и направил в адрес истца соответствующий баланс об объемах электроэнергии, принятой в сеть сетевой компании и объемах электроэнергии, переданной потребителям. Согласно данному балансу объем фактических потерь составил 225 125 кВт/ч.
Между сторонами возникли разногласия в определении объема полезного отпуска, что, как следствие, привело к разногласиям в определении объема потерь электроэнергии в электрических сетях.
Согласно балансу электрической энергии истца объем фактических потерь составил 475 784 кВт/ч.
Довод кассационной жалобы о достоверности баланса АО "КЭС" электрической энергии за ноябрь 2017 года, поскольку он подписан третьим лицом, является несостоятельным, поскольку этим актом согласовывается объем полезного отпуска лишь в бесспорной части. ПАО "МОЭСК" не наделено правом согласовывать величину потерь в сетях ответчика.
Судами установлено, что в подтверждение объема отпущенной из сети электрической энергии истец ссылается на реестр показаний приборов учета, не представляя показания приборов учета и документы, подтверждающие начисление отрицательных и нулевых потерь.
Судами установлено, что расчет полезного отпуска произведен истцом, в том числе по индивидуальным приборам учета, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что объем фактических потерь в сетях ПАО "КПЭС" на заявленную истцом сумму не доказан, расчет истца нельзя признать обоснованным, поскольку в таком случае на ответчика возлагается обязанность по возмещению истцу потерь электроэнергии, произошедших во внутренних сетях многоквартирных домов, что не является правомерным.
Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу о недоказанности исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2018 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2018 года по делу А41-8218/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.