город Москва |
|
16 января 2019 г. |
Дело N А40-199155/17-50-1705 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Делла-Инвест": Рашкиной Ю.К. (дов. от 13.09.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Садовской Ю.С. (дов. N ГИН-Д-7054/18 от 30.03.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Префектуры САО г. Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ГБУ "Автомобильные дороги САО": не явились, извещены;
рассмотрев 10 января 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Делла-Инвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г.,
принятое судьей Васильевой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 г.,
принятое судьями Красновой Т.Б., Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-199155/17-50-1705
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Делла-Инвест" (ОГРН 1027743013869; 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, корп. 1)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ОГРН 5067746661351; 101000, г. Москва, Лубянский проезд, д. 3/6, стр. 6), Префектуре Северного административного округа города Москвы (ОГРН 1037739575785; 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 27), Государственному бюджетному учреждению "Автомобильные дороги" Северного административного округа г. Москвы (ОГРН 11177468874596; 125319, г. Москва, проезд Б. Коптевский, д. 16, корп. А)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: 08 сентября 2017 г. Управлением контроля за объектами недвижимости по САО Госинспекции по недвижимости (далее - УКОН по САО) по результатам обследования земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Делла-Инвест" (далее - ООО "Делла-Инвест", общество, заявитель) на праве аренды по договору аренды земельного участка от 26 июня 1996 г. N М-09-005863 (далее - договор аренды), расположенного адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, вл. 7 (кадастровый номер 77:09:0001027:2), составлен Акт о подтверждении факта незаконного, нецелевого использования земельного участка N 9097946/5 от 08 сентября 2017 г.
Из указанного акта следует, что к одноэтажному нежилому кирпичному зданию 1948 года постройки, общей площадью 61 кв.м, с адресным ориентиром: Автомоторная ул., д. 7, стр. 4, находящемуся в собственности ООО "Делла-Инвест", пристроены две пристройки (17,4 кв.м и 5,5 кв.м), площадью застройки около 22,4 кв. м. Пристройки на технический учет ГБУ МосгорБТИ не поставлены. По данным публичной карты Росреестра право собственности не оформлено. Разрешительная документация отсутствует, объекты (пристройки) обладают признаками самовольной постройки.
В адрес ООО "Делла-Инвест" со стороны УКОН по САО и Префектуры САО поступило письмо исх. N 6-7-7315/7 от 18 октября 2017 г. с требованием произвести добровольный демонтаж объекта, указанного в акте, до 25 октября 2017 г., а в случае невыполнения указанных требований указано на то, что демонтаж (снос) будет произведен силами ГБУ "Автомобильные дороги" в принудительном порядке.
Считая свои права нарушенными, ООО "Делла-Инвест" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по отнесению двух пристроек площадью застройки около 17,4 кв.м и 5 кв.м, общей площадью застройки около 22,4 кв.м к одноэтажному нежилому кирпичному зданию 1948 года постройки, общей площадью 60,6 кв.м с адресным ориентиром: Автомоторная ул., д. 7, стр. 4 (кадастровый номер 77:09:0001027:1039), к объектам, обладающими признаками самовольной постройки, изложенные в Акте о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/4 от 08 сентября 2017 г., незаконными; о признании решения Префектуры САО о добровольном демонтаже объектов и об освобождении самовольно возведенных объектов от ценного имущества для организации работ по сносу силами ГБУ "Автомобильные дороги САО", изложенное в письме исх. N 6-7-7315/7 от 18 октября 2017 г., незаконным; запрета ГБУ "Автомобильные дороги САО" осуществлять снос двух пристроек двух пристроек площадью застройки около 17,4 кв.м и 5 кв.м, общей площадью застройки около 22,4 кв.м к одноэтажному нежилому кирпичному зданию 1948 года постройки, общей площадью 60,6 кв.м с адресным ориентиром: Автомоторная ул., д. 7, стр. 4 (кадастровый номер 77:09:0001027:1039) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Делла-Инвест" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Делла-Инвест" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.
Представители Префектуры САО г. Москвы и ГБУ "Автомобильные дороги" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из пункта 1.1 Положения о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, являющегося приложением к Постановлению Правительства города Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП (далее - Положение N 184-ПП), следует, что Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения Госинспекция по недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Постановлением Правительства города Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Приложения 1 указанного постановления пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В пункте 2.1 Положения (Приложение 1) отражены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
- акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
- акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
- акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
Префектура соответствующего административного округа города Москвы обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В соответствии пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
Пунктом 2.3.5 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП, предусмотрено, что Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статье 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства (подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку ответчики действовали в рамках предоставленных им полномочий с соблюдением приведенных выше норм законодательства Российской Федерации.
При этом судами установлено, что обществом к существующему зданию по адресу: Автомоторная ул., д. 7, стр. 4 пристроены две пристройки (17,4 кв.м и 5,5 кв.м) при отсутствии разрешительной документации.
Доказательств в подтверждение доводов о том, что спорные объекты не имеют признаков капитального строения, обществом не представлено.
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на заключение кадастрового инженера о некапитальности объекта (т. 1 л.д. 54-61), суды указали на то, что объектом исследования являлось некапитальное сооружение из БВК, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, вл. 7, общей площадью 257,8 кв. м., из указанного заключения не следует, что оно распространяется на спорные объекты.
Относительно довода заявителя о том, что в рассматриваем случае отсутствует незаконное (нецелевое) использование земельного участка, суды правомерно указали, что использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов, в том числе возведение пристроек, стен, перекрытий или иных строительных элементов в силу пункта 1.3 Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. является признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 г. по делу N А40-199155/17-50-1705 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Делла-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.