Москва |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А40-2499/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен: 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Е.Ю. Филина, Н.О. Хвостовой
при участии в заседании:
от истца -
от ответчика - Белицкая ВЕ, дов. от 21.06.2017,
от третьего лица -
рассмотрев 15 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2018 года,
принятое судьей Хайло Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 17 сентября 2018 года,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Векличем Б.С., Гармаевым Б.П.,
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов (ОГРН 1037739085636),
третье лицо: Федеральное агентство железнодорожного транспорта
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин России) за счет казны Российской Федерации 26 218 850, 70 руб. невозмещенных потерь в доходах, возникших в связи с выравниванием тарифов по перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в 2014 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции или удовлетворить исковые требования.
Истец указывает, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом требование о взыскании убытков не заявлялось, предметом спора является взыскание задолженности в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, что суды не учли, что договор о предоставлении субсидий, заключенный истцом с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, нельзя квалифицировать как сделку, указанный договор не является основанием возникновения обязательства, обязательство Российской Федерации по компенсации затрат перевозчика следует из закона, что Федеральным законом "О железнодорожном транспорте" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2007 N 916 предусмотрена обязанность Российской Федерации по компенсации 100% затрат по перевозке пассажиров.
Представитель истца в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам отзыва.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения кассационной жалобы. О времени и месте судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.12.2002 года N 92-т/5 "О снижении стоимости проезда из Калининградской области в Россию и обратно в плацкартных и купейных вагонах пассажирских поездов" с 01.01.2003 года установлен пониженный тариф на перевозки пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу.
Возмещение потерь в доходах перевозчику осуществляется путем выделения государством субсидий, направленных на компенсацию соответствующих потерь.
Порядок и условия предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования в из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2007 N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, на основании заключаемого Федеральным агентством железнодорожного транспорта и организацией договора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.02.2012 между истцом и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключен договор о предоставлении АО "ФПК" субсидий на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации на 2014 год.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральному агентству железнодорожного транспорта были предусмотрены средства федерального бюджета на предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации на 2014 год в объеме 601 500 000 рублей.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.11.2014 N 2240-р "О внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2014 год", от 12.12.2014 N 2526-р "О внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2014 год" Федеральному агентству железнодорожного транспорта были увеличены (на 129 800 000 рублей и 50 300 000 рублей) и доведены средства федерального бюджета на предоставление указанной субсидии.
В соответствии с этим истцом и Федеральным агентством железнодорожного транспорта было заключено дополнительное соглашение N 6/ФПК-12-16(6) от 25.12.2014 к договору от 07.02.2012 N 985д/ФПК-12-16, согласно условиям которого сумма предоставляемой в 2014 году субсидии составляет 781 600 000 руб.
Указанная сумма в полном объеме получена истцом.
Довод кассационной жалобы о компенсации разницы между применением установленного государством тарифа и реальными затратами на перевозку пассажиров в размере 100% отклоняется.
Также несостоятелен довод кассационной жалобы об обязанности Российской Федерации по возмещению затрат на перевозку пассажиров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила предоставления субсидий и договор о предоставлении АО "ФПК" субсидий устанавливают, что подлежит компенсации разница в доходах от выравнивания тарифа между доходами, которая организация могла бы получить без применения тарифа, и доходами организации, полученными в результате применения тарифа, а не затрат, возникших в результате перевозки пассажиров.
Довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется, как неоснованный на содержании судебных актов. Суды рассматривали исковое требование, как оно заявлено в исковом заявлении, ссылки в судебных актах на квалификацию отыскиваемой денежной суммы как убытков, в судебных актах отсутствуют.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не нарушены.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2018 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 17 сентября 2018 года по делу А40-2499/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Е.Ю. Филина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.