город Москва |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А41-5883/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Казанцева С.С., доверенность от 01.01.2019;
от заинтересованного лица: Филиппова В.А., доверенность от 18.10.2018;
рассмотрев 17 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Регион-Строй"
на решение от 09 июля 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
на постановление от 10 октября 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-5883/18
по заявлению ООО "Регион-Строй"
об оспаривании предписания
к Госжилинспекции Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Регион-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) от 22.11.2017 N 08ОГ/25-4925-01-2017 в части разделения задолженности по всем видам услуг и разделения учета тепловой энергии на ЦО и ГВС в многоквартирном доме (далее - МКД).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Регион-Строй" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, должностным лицом инспекции 22.11.2017 на основании распоряжения от 10.11.2017 N 08ОГ/25-4925-01-2017 с целью проверки обращения гражданки Мясниковой И.С. от 26.09.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения лицензионных требований или требований, установленных жилищным законодательством, в жилом доме по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д. 1, кв. 230.
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.11.2017 N 08ОГ/25-4925-01-2017.
22.09.2017 ООО "Регион-Строй" выдано предписание N 08ОГ/25-4925-01-2017, из которого следует, что в качестве нарушений, повлекших его выдачу, вменяется несоблюдение пункта 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), а именно:
в разделе 4 единого платежного документа "Справочная информация" представлена справочная информация, используемая при расчете размера платы за коммунальные услуги не по каждому из общедомовых приборов учета в указанном многоквартирном доме; в разделе 4 "Справочная информация" не представлена информация по общедомовому прибору учета горячего водоснабжения;
в единых платежных документах задолженность потребителя отражена в графе 8 единого платежного документа одной строкой, без разделения задолженности по всем видам услуг, оплата потребителя отражена в графе 9 единого платежного документа одной строкой, без разделения оплаты по всем видам услуг, итого к оплате за платежный период в графе 10 единого платежного документа отражена одной строкой, без определения размера платы по каждой из коммунальной, жилищной и иной услуге с учетом произведенной потребителем оплаты за прошлый период и существующей задолженности.
В качестве мероприятий (работ) подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений предписано в срок до 12.02.2018 привести единый платежный документ в соответствии с примерной формой единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.09.2016 N 679/30 "Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению" (далее - Постановление N 679/30), предоставляющей возможность указывать задолженность, оплату и итоговое начисление по каждой из коммунальных, жилищных и иных (дополнительных) услуг отдельно; указать в разделе 4 единого платежного документа "справочная информация" соответствующую информацию по каждому из установленных общедомовых приборов учета в указанном многоквартирном доме.
Считая, что данное предписание является незаконным в части разделения задолженности по всем видам услуг и разделения учета тепловой энергии на ЦО и ГВС, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Правилами N 354 не установлено, что оплату потребителя в графе 9, а также итого к оплате за платежный период в графе 10 в едином платежном документе необходимо отображать с разделением по всем видам услуг. Утвержденные Постановлением N 679/30 Методические рекомендации по заполнению единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг разработаны в целях разъяснения порядка заполнения примерной формы платежного документа, заполнение граф 8, 9, 10 носят рекомендательный характер. Раздельный учет тепловой энергии на ЦО и ГВС в МКД изначально не реализован.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Положениями части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
На основании пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети "Интернет";
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Согласно пункту 71 Правил N 354, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, приведенные нормы Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 настоящих Правил информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 354, в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемого предписания, в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Постановлением N 679/30 утверждена форма Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение, предоставления коммунальных и иных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что в единых платежных документах, выдаваемых ООО "Регион-Строй" задолженность потребителя отражена в графе 8 единого платежного документа одной строкой, без разделения задолженности по всем видам услуг, оплата потребителя отражена в графе 9 единого платежного документа одной строкой, без разделения оплаты по всем видам услуг, итого к оплате за платежный период в графе 10 единого платежного документа отражена одной строкой, без определения размера платы по каждой из коммунальной, жилищной и иной услуге с учетом произведенной потребителем оплаты за прошлый период и существующей задолженности, что противоречит требованиям Правил N 354.
Довод общества об установленной законодательством примерной, но не обязательной формы заполнения платежных документов, правомерно отклонен судами, поскольку Правила N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 Правил N 354 информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Судами также сделан правмерный вывод о том, что действия ООО "Регион-Строй" по включению в единый платежный документ на оплату коммунальных услуг одной строкой, без разделения задолженности по всем видам услуг, оплата потребителя отражена в графе 9 единого платежного документа одной строкой, без разделения оплаты по всем видам услуг, итого к оплате за платежный период в графе 10 единого платежного документа отражена одной строкой, без определения размера платы по каждой из коммунальной, жилищной и иной услуге с учетом произведенной потребителем оплаты за прошлый период и существующей задолженности, являются нарушением пункта 71 Правил N 354, действующих в редакции на момент выдачи оспариваемого предписания инспекции.
Суды обоснованно заключили, что доводы общества не могли быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 118 Правил N 354, в случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги подлежит расчету в отдельности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2018 года по делу N А41-5883/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Регион-Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.