город Москва |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А41-68194/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Костюков Д.В., доверенность от 11.04.2018;
от заинтересованного лица: Барышев А.А., доверенность от 09.01.2019;
от третьих лиц: от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Колесников Л.А., доверенность от 12.02.2018; от ООО "Автолайн-Мытищи": Дробышев М.Г., доверенность от 09.01.2019;
рассмотрев 23 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "РАТА-Экспресс"
на постановление от 11 октября 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-68194/16
по заявлению ООО "РАТА-Экспресс"
об оспаривании решения
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области,
третьи лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ООО "Автолайн-Мытищи",
УСТАНОВИЛ:
ООО "РАТА-Экспресс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к Министерству транспорта Московской области (далее - министерство), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение Министерства транспорта Московской области от 02.09.2016 N 21Исх.-7944 об отказе во включении в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршруте 166/415 "Дубна - Москва (Савеловская)";
- обязать Министерство транспорта Московской области включить в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршруте 166/415 "Дубна - Москва (Савеловская)";
- обязать Министерство транспорта Московской области выдать обществу карты маршрута регулярных перевозок и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по смежному маршруту регулярных перевозок 166/415 "Дубна - Москва (Савеловская)".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и ООО "Автолайн-Мытищи".
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство транспорта Московской области в порядке процессуального правопреемства заменено на Главное управление дорожного хозяйства Московской области, а последнее - на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, обжалуемое решение министерства признано незаконным и отменено, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "РАТА-Экспресс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 12.11.2007 между министерством и обществом заключен договор N МТ-Д/07-163 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам, по условиям которого уполномоченный орган организует транспортное обслуживание населения, а перевозчик выполняет перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом: N 415 "Дубна - Москва (м. Савеловская)".
16.08.2012 общество получило лицензию N АСС-50-616300 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек в городском, пригородном и междугороднем сообщении.
В период с 13.11.2012 по 12.11.2017 общество осуществляло деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам по маршруту N 415 "Дубна - Москва (м. Савеловская)".
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок) общество 28.07.2015 направило на электронные адреса: AhohovAA@mosreg.ru и Sologubovaap@mitrans.ru письма о включении сведений об указанном выше маршруте в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, адресованные Министерству транспорта Московской области, соответственно.
Аналогичные обращения повторно направлены заявителем на электронные адреса: AhohovAA@mosreg.ru и Sologubovaap@mitrans.ru 06.11.2015 и 10.11.2015.
Решением от 02.09.2016 N 21Исх-7944 обществу отказано во включении в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью сведений о маршруте 166/415 "Дубна-Москва (м. Савеловская)" со ссылкой на пропуск заявителем срока, установленного частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что апелляционный суд правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания обжалуемого решения незаконным в связи со следующим.
Закон об организации перевозок, предусматривающий основания и порядок установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок, а также допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, вступил в силу 14.07.2015. На территории Московской области до вступления в силу Закона об организации перевозок действовал Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", предусматривавший допуск перевозчика к осуществлению регулярных перевозок путем заключения договора между уполномоченным органом и перевозчиком (статьи 15, 18 - 22 Закона).
В соответствии с Законом об организации перевозок, допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах осуществляется на конкурсной основе. Порядок приведения деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок в соответствии с новыми требованиями определяется переходными положениями Закона об организации перевозок (глава 8).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок, в течение тридцати дней со дня официального опубликования указанного Закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 указанного Закона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Закона об организации перевозок, по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона об организации перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона об организации перевозок.
Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона об организации перевозок, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны в срок до 13.08.2015 направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган - в срок до 10.01.2016 - проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.
Следовательно, предусмотренные частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сроки установлены в целях выявления тех из осуществлявших регулярные перевозки в соответствии с ранее действовавшим порядком перевозчиков, которые желают продолжать осуществление этой деятельности в соответствии с условиями Закона об организации перевозок. Для этого такие перевозчики должны были в установленный указанной нормой срок направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации перевозок.
В случае, когда такие сведения о маршрутах, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок до дня официального опубликования Закона об организации перевозок, перевозчиками не были представлены, либо были представлены с нарушением требований части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок, уполномоченный орган в целях обеспечения бесперебойного осуществления перевозок, по смыслу главы 3 Закона об организации перевозок обязан провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, совпадавшему с маршрутом, по которому ранее осуществлял перевозку такой перевозчик.
Следовательно, только по истечении установленного статьей 39 Закона об организации перевозок сроков на представление перевозчиком сведений и их проверку уполномоченным органом, последний вправе считать, что никто из перевозчиков, осуществлявших на момент официального опубликования названного Закона регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам, не изъявил желания продолжать осуществление перевозок по таким маршрутам, и приступить к выбору соответствующих перевозчиков на конкурсной основе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2018 N 305-КГ18-3503, переходный характер положений главы 8 Закона об организации перевозок, в том числе положений статьи 39, не допускает одновременное осуществление уполномоченным органом в отношении одного и того же маршрута процедуры конкурсного отбора перевозчиков и процедуры переоформления в соответствии с требованиями Закона об организации перевозок прав перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по такому маршруту на момент официального опубликования Закона об организации перевозок. Иное толкование вышеприведенных положений названного Закона по существу заблокировало бы на неопределенный срок начало процедуры проведения открытого конкурса и, следовательно, не обеспечило бы бесперебойное осуществление регулярных перевозок по спорным маршрутам.
Оценив довод общества о том, что заявления о включении сведений о спорных маршрутах в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью поданы в пределах установленного законом срока, а именно 28.07.2015, апелляционный суд установил следующее.
Письмами от 13.08.2015 N 20Исх-6898 и N 20Исх-6897 министерство известило перевозчиков о том, что предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации перевозок сведения о маршрутах регулярных перевозок необходимо представить в министерство согласно прилагаемой форме и продублировать по электронной почте.
В подтверждение направления в адрес уполномоченного органа сведений о спорном маршруте общество представило суду скриншоты отправки электронных обращений на электронные адреса AhohovAA@mosreg.ru и Sologubovaap@mitrans.ru.
Однако суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что указанные адреса не являются официальными электронными адресами Министерства транспорта Московской области.
Представленная заявителем в материалы дела распечатка из электронной почты не могла быть признана в качестве надлежащего доказательства, поскольку не позволила идентифицировать какие документы направлялись адресатам, были ли отражены в письмах все необходимые согласно части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок сведения и были ли электронные письма получены министерством.
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество не доказало факт соблюдения им порядка направления в уполномоченный орган сведений об указанных выше маршрутах.
Вместе с тем, в случае несовершения перевозчиком действий определенных частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок, у уполномоченного органа отсутствует обязанность по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года по делу N А41-68194/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "РАТА-Экспресс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.