Москва |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А41-87462/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен: 11 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей А.А. Малюшина, Е.Ю. Филиной
при участии в заседании:
от истца - Черванева ОН, дов. от 09.01.2019,
от ответчика - Агрес НП, дов. от 01.03.2018, Бернштейн ЕВ, дов. от 04.10.2018,
от третьего лица -
рассмотрев 04 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Акционерного общества "Красногорскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 июня 2018 года,
принятое судьей Зинуровой М.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 21 сентября 2018 года,
принятое судьями Юдиной Н.С., Ивановой Л.Н., Ханашевичем С.К.,
по иску Акционерного общества "Красногорскэнергосбыт"
(ИНН 5024037961, ОГРН 1025002869693)
к Обществу с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Жилищный Трест и К"
(ИНН 5024087835, ОГРН 1075024004879),
третье лицо: Акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания" (ИНН: 5032137342, ОГРН: 1055006353478)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Красногорскэнергосбыт" (далее - истец, АО "КЭС") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный Трест и К" (далее - ответчик, ООО УК "Жилищный Трест и К") с иском о взыскании 212 550 руб. задолженности по оплате поставленной электрической энергии за июль 2017 года, 26 854, 06 руб. законной неустойки за несвоевременную оплату долга с июля 2015 по апрель 2016 года, с июня по сентябрь 2016 года, с января 2017 года по март 2017 года, 28 382, 20 руб. неустойки за несвоевременную оплату долга за поставленную электроэнергию в июле 2017 года, а также неустойки за несвоевременную оплату долга за поставленную в июле 2017 года электроэнергию, начисленной на 212 550 руб., начиная с 08.05.2018 по день фактической уплаты суммы задолженности.
Иск мотивирован тем, что в июле 2017 года истцом надлежащим образом исполнены обязательства по поставке электроэнергии, однако ответчик оплату принятой электроэнергии надлежащим образом не произвел, задолженность составила 212 550 руб., которая рассчитывается как разница между объемом электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета, установленных сетевой организацией, и объемом потребленной в квартирах и нежилых помещениях электроэнергии.
Иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 31.01.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Мособлэнерго".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истец подал кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Истец указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии собственниками помещений решения об оплате общедомовых нужд непосредственно ресурсоснабжающей организации, что абонентом отпущенного в дома ресурса является именно управляющая организация, также истец указывает, что спор вытекает из разногласий по объемам потребленной электроэнергии, что ответчик оплачивает электроэнергию только по показаниям приборов учета, установленным им в местах общего пользования (лестничные клетки и лифты), но не оплачивает весь объем электроэнергии на общедомовые нужды в виде разницы между показаниями общедомовых приборов учета и объемом по показаниям приборов учета квартирных и нежилых помещений, что ответчик уклонился от участия в допуске коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных сетевой организацией.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.02.2008 стороны заключили договор энергоснабжения N 10, согласно условиям которого КЭС обязуется поставлять (продавать) абоненту электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в объеме договорных величин потребления электрической энергии (приложение N 1), а абонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию (мощность) в соответствии с условиями настоящего договора.
Точки поставки электрической энергии абоненту находятся на границе балансовой принадлежности, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений (приложение N 7), составляемых по каждому адресу поставки.
Приложение N 8 в качестве адресов поставки указаны места общего пользования многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 5.3 договора сведения о фактическом объеме потребленной абонентом электрической энергии (мощности) за расчетный месяц предоставляются абонентом в "Отчете об отпуске и покупке электроэнергии (мощности)" на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 11 к договору расчеты по настоящему договору производятся ежемесячно до 15 числа месяца следующего за отчетным месяцем на основании счетов и счетов-фактур предъявленных абоненту по показаниям электросчетчиков.
В силу пункта 5.11 договора в случае не поступления абоненту платежных документов за текущий месяц в установленные договором сроки абонент обязан своевременно и в полном объеме произвести оплату потребляемой (потребленной) электрической энергии (мощности) по договорным величинам и регулируемой цене (тарифу).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что поставка электрической энергии в жилые и нежилые помещения не является предметом договора между сторонами, поставка электрической энергии по заключенному между сторонами договору энергоснабжения осуществляется только в места общего пользования - лестничные клетки и лифты, плата с жителей и собственников нежилых помещений в многоквартирных домах собирается истцом самостоятельно.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы судов ошибочными в связи с неправильным толкованием и применением норм права.
Управляющая компания (ответчик) осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в городе Красногорске Московской области, является исполнителем коммунальных услуг.
Истец обеспечивает подачу коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ответчик, являясь управляющей многоквартирными домами организацией, является исполнителем коммунальных услуг для собственников и законных владельцев помещений многоквартирных домов. Согласно данным Правилам "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Обе стороны не оспаривают, что собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, управляемых ответчиком, оплачивали электроэнергию, потребляемую ими в жилых и нежилых помещениях, в спорный период самостоятельно.
Однако, в таком порядке граждане и юридические лица оплачивают объем электроэнергии, потребленный непосредственно в занимаемых ими помещениях, учитываемый индивидуальными приборами учета.
Объем электрической энергии, потребляемый на общедомовые нужды, не учитывается индивидуальными приборами учета и подлежит оплате ответчиком согласно условиям указанного договора, заключенного с истцом.
Доказательств, что собственники помещений многоквартирных домов, управляемых ответчиком, на собраниях приняли решение об оплате потребленной на общедомовые нужды электроэнергии также непосредственно ресурсоснабжающей организации (истцу), материалы дела не содержат.
Иск заявлен об оплате электроэнергии, потребленной для оказания коммунальной услуги электроснабжения на общие нужды в местах общего пользования собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно утверждению истца, при расчете электроэнергии на общедомовые нужды им используются показания общедомовых приборов учета, установленных и допущенных в эксплуатацию сетевой организацией, за вычетом объема электроэнергии, потребляемой в квартирах и нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах (том 4 лд 4-42, 43-50, 68-77, 78, 79-82).
Из расчета ответчика, принятого за обоснованный судами, следует, что ответчик оплачивает электроэнергию, учтенную только установленными в местах общего пользования приборами учета (на лифты и техническое освещение)
Показания общедомовых (коллективных) приборов учета ответчиком в расчетах объема электроэнергии на общедомовые нужды не используются (том 3 лд 21-30, 121-130, 131-139, том 5 лд 1-10).
Между тем, соглашаясь с расчетом ответчика, суды не проверили довод истца о применяемом им порядке расчета объема электрической энергии на общедомовые нужды и не учли требования законодательства об обязательности применения в расчетах за коммунальные ресурсы показаний общедомовых (коллективных) приборов учета.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2).
В силу части 5 статьи 13 указанного Федерального закона до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как указывает истец, поскольку многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика, не были оборудованы общедомовыми приборами учета, и ответчик не исполнил требования указанного Федерального закона сетевая организация ПАО "Красногорское предприятие электрических сетей" оснастило многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета. С 01.01.2017 часть объектов электросетевого хозяйства указанной сетевой организации переданы в аренду третьему лицу АО "Мособлэнерго". Указанными сетевыми организациями общедомовые приборы учета допущены в эксплуатацию. Однако ответчик от участия в допуске приборов учета, установленных в управляемых им домах, уклонился.
Данные утверждения истца не противоречат имеющимся в деле сведениям (письма третьего лица, акты допуска приборов учета в эксплуатацию, приглашение ответчика на процедуру допуска приборов учета) (том 3 лд 50-104, 108-111).
Между тем, такие доказательства судами не учтены при рассмотрении спора.
Ответчик не является потребителем указанного коммунального ресурса с самостоятельными экономическими интересами. Однако, ограничение им в расчете потребленной на общедомовые нужды электроэнергии только показаниями приборов учета, учитывающих потребление на техническое освещение и лифты, неправомерно.
Общедомовой прибор учета должен устанавливаться на границе разграничения балансовой принадлежности, каковой в многоквартирном доме, по общему правилу, является наружная стена дома.
Не могут являться общедомовыми (коллективными) приборы учета, установленные только для учета ресурса в общих помещениях многоквартирных домов.
В пункте 2 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, дано понятие "коллективного (общедомового) прибора учета", таковым является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка (редакция, действовавшая на спорный период).
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании. (абзац 2 пункта 144 Основных положений).
В соответствии с пунктом 13 раздела III "Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме" приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12: в которой одной из составляющих формулы является объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, из которого вычитаются объемы потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, в жилых помещениях (квартирах), и эта разница распределяется между собственниками пропорционально их доле в общем имуществе многоквартирного дома.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан: ж(1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами;
с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией;
Довод ответчика о том, что установленные в доме на помещения общего пользования приборы учета указаны в договоре как расчетные, ошибочно положен судами в основание иска.
Во-первых, договор сторонами заключен в 2008 году до введения в действие Правил N 354 и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Между тем, законодательством предусмотрено обязательное использование при учете коммунальных ресурсов общедомовых приборов учета.
В постановлении Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 предусмотрено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Аналогично урегулирован вопрос о применении Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, которые также предусматривают использование при определении объемов потребляемого коммунального ресурса показаний общедомовых (коллективных) приборов учета.
Правила, утвержденные постановлением N 124 от 14.02.2012, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Во-вторых, материалы дела не содержат приложения N N 2 к договору от 01.02.2008 (N 2 - энергопринимающее оборудование, приборы коммерческого учета электроэнергии и мощности).
Также в материалах дела отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений (приложение N 7 к договору), составляемые по каждому адресу поставки, что препятствует определению мест установки приборов учета, на которых ответчик основывает расчет.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в отмененной части в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств в их совокупности и взаимной связи установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2018 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2018 года по делу N А41-87462/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.