город Москва |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А40-114704/18-154-1406 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод": Раджабовой А.М. (дов. N 322НовЭЗ-1/2019 от 21.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Федорова Ю.В. (дов. N ИА/71187/18 от 05.09.2018 г.);
рассмотрев 07 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной антимонопольной службы, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 г.,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г.,
принятое судьями Свиридовым В.А., Красновой Т.Б., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-114704/18-154-1406
по заявлению закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" (ОГРН 1035404788715; 633216, Новосибирская область, Искитимский район, рабочий поселок Линево, промплощадка Новосибирского электродного завода)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: на основании статей 22, 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)), в связи с рассмотрением дела по признакам нарушения "ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ", ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ", ОАО "ЭНЕРГОПРОМ-ЧЭЗ", ООО "Донкарб Графит" (далее - предприятия Группы "ЭНЕРГОПРОМ") пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции N 1-10-192/00-05-17, Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный орган) в адрес закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" (далее - ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод", общество, заявитель) направлено определение об отложении рассмотрения дела N 1-10-192/00-05-17 (исх. от 05 февраля 2018 г. N АЦ/7231/18), в соответствии с пунктом 3 которого обществу надлежало представить в ФАС России в течение 10 рабочих дней с даты получения определения следующую информацию и документы:
1. Копии всех заключенных ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" договоров (со всеми неотъемлемыми приложениями, дополнениями, спецификациями и т.п.) на поставку графитированных электродов (далее - Продукция), включая договоры заключенные ранее 2018 года, в соответствии с которыми ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" осуществляет и (или) будет осуществлять поставки (отгрузки или т.п.) Продукции с 01 января 2018 года.
2. Сведения об основных показателях хозяйственной деятельности ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ", осуществляющего производство и (или) реализацию Продукции, за период с 01 августа 2017 г. по 31 января 2018 по формам Таблиц N 1 - 2, данных в приложении к определению.
3. Сведения о загрузке мощностей оборудования, на котором осуществлялось производство Продукции, в период с 01 августа 2017 г. по 31 января 2018 г. по форме Таблицы N 3, данной в приложении к определению.
4. Сведения о закупках сырья и комплектующих (работ, услуг), связанных с производством Продукции, за период с 01 августа 2017 г. по 31 января 2018 г. по форме Таблицы N 4, данной в приложении к определению.
5. Сведения о расходах, понесенных ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" для производства и реализации Продукции, за период с 01 августа 2017 г. по 31 января 2018 г. по форме Таблицы N 5, данной в приложении к определению (информацию требовалось представить по каждому виду Продукции отдельно).
6. Обоснование размера рентабельности (уровня прибыли), полученной от производства и реализации тонны Продукции (по каждой марке Продукции отдельно) по форме Таблицы N 6, данной в приложении к Определению.
Согласно выписке из системы электронного документооборота ФАС России "СЭД Кодекс" раздела "Корреспонденция" и выписке из онлайн-системы отслеживания почтовых отправлений ФГУП "Почта России" (номер почтового отправления 12599319306354) определение получено ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" 17 февраля 2018 г.
Таким образом, последний день представления информации приходится на 05 марта 2018 г.
Информация, запрошенная пунктами 1 - 3 определения, представлена АО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" письмом от 26 февраля 2018 г. N б/н (вх. от 26 февраля 2018 г. N 28954- ДСП/18), дополнительно письмом от 06 апреля 2018 г. N б/н (вх. от 06 апреля 2018 г. N 52162- ДСП/18).
Информация, запрошенная пунктами 4 - 6 Определения, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМНовЭЗ" в ФАС России не представлена.
Вместе с этим, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" поступило заявление о продлении срока предоставления информации и дополнительная информация о мотивах требования предоставления информации, содержащейся в пунктах 4 - 6 определения.
Определением об отложении рассмотрения дела N 1-10-192/00-05-18 от 12 марта 2018 г. N АЦ/15849/18 срок представления в ФАС России информации по пунктам 4 - 6 определения продлен до 14 марта 2018 г.
Вместе с тем, определением об отложении рассмотрения дела N 1-10-192/00-05-18 от 12 марта 2018 г. N АЦ/15849/18 ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" сообщено, что определение содержит процессуальный повод истребования информации, нормативно-правовое основание истребования информации и указание на положение Закона о защите конкуренции, которое, по мнению ФАС России, могло быть нарушено предприятиями Группы "ЭНЕРГОПРОМ" (ОАО "ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ", ЗАО "ЭНЕРГОПРОМНовЭЗ", ОАО "ЭНЕРГОПРОМ-ЧЭЗ", ООО "Донкарб Графит"), а также то, что информация, запрошенная пунктами 4 - 6 определения, требуется для установления причинно-следственной связи между фактом изъятия продукции из обращения и наступлением последствий в виде повышения цены.
Согласно выписке из системы электронного документооборота ФАС России "СЭД Кодекс" раздела "Корреспонденция" и выписке из онлайн системы отслеживания почтовых отправлений ФГУП "Почта России" (номер почтового отправления 12599321049751) определение об отложении рассмотрения дела N 1-10-192/00-05-18 от 12 марта 2018 г. N АЦ/15849/18 получено ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" 23 марта 2018 г.
Из письма ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" от 23 марта 2018 г. б/н (вх.от 23 марта 2018 г. N 43549-ДСП/18) следовало, что информация, запрошенная пунктами 4 - 6 определения, в ФАС России не представлена по причине несогласия ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" с тем, что указанные сведения необходимы ФАС России.
До настоящего времени информация, запрошенная пунктами 4 - 6 Определения, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" в ФАС России не представлена.
Таким образом, общество несвоевременно представило в антимонопольный орган информацию, запрашиваемую пунктами 1 - 3 определения, и не представило информацию, запрашиваемую пунктами 4 - 6 определения.
Документов, подтверждающих невозможность предоставления запрошенной информации, в ФАС России не представлено.
При таких обстоятельствах ФАС России пришла к выводу о нарушении ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
На основании полученных данных 17 апреля 2018 г. в отношении ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.8-292/00-05-18, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением ФАС России от 04 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении N 4-19.8-292/00-05-18 ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г., постановление ФАС России N 4-19.8-292/00-05-18 от 04 мая 2018 г. о привлечении ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., определив штраф в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, поскольку запрашиваемая антимонопольным органом информация является не относимой и не связанной со вменяемым обществу нарушением пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов в части снижения административного штрафа, указывая на наличие отягчающих обстоятельств.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ФАС России. Представитель ФАС России поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функцию по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Действия, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и соблюдении антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отклоняя доводы заявителя относительно того, что антимонопольный орган недостаточно мотивировал необходимость в истребовании запрашиваемых определением документов, суды правомерно указали на то, что запросы, содержащие указание на процессуальный повод истребования информации и нормативно-правовое основание, являются мотивированными. При этом законодательство не содержит указания на обязанность антимонопольного органа при направлении запроса раскрывать полную информацию о существе дела, целях и задачах истребования документов и информации.
Вина ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания, суды исходили из того, что назначение штрафа в размере 150 000 руб. явно несоразмерно тяжести совершенного правонарушения.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационных жалобах доводы подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г. по делу N А40-114704/18-154-1406 оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной антимонопольной службы, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.