город Москва |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А40-67490/18-121-746 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства экономического развития Архангельской области: Усенко Ю.А. (дов. N 8 от 13.11.2018 г.);
от истца (заявителя) Правительства Архангельской области: Рябовой Н.В. (дов. N 02-02/54 от 14.11.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства финансов Российской Федерации: Лобовой Е.Н. (дов. N 01-10-08/93 от 25.07.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального казначейства: Савастлеева А.А. (дов. N 09-04-11/27054 от 13.12.2018 г.);
от третьего лица Министерства финансов Архангельской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерство экономического развития Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 07 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Архангельской области, Министерства экономического развития Архангельской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2018 г.,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-67490/18-121-746
по заявлению Министерства экономического развития Архангельской области и Правительства Архангельской области (163004, г. Архангельск, Троицкий проспект, д. 49)
к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1), Федеральному казначейству (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 7)
о признании недействительным уведомления,
третьи лица: Министерство финансов Архангельской области; Министерство экономического развития Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 г. N 462-пп (далее - Постановление N 462-пп) утверждена государственная программа Архангельской области "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)".
Целью указанной программы Архангельской область является создание условий для устойчивого роста экономики Архангельской области.
В программу Архангельской области включена программа N 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области", цель которой - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Архангельской области.
Законом Архангельской области от 18 декабря 2015 г. N 375-22-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" в Ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2016 г. предусмотрены субсидии из бюджета Архангельской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (областной бюджет) по программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области" Государственной программы Архангельской области "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)" в общей сумме 38 161,2 руб.
Между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 14 июля 2016 г. N 108-МБ-16 (далее - Соглашение 108-МБ-16).
Предметом Соглашения 108-МБ-16 является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Архангельской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Программой Архангельской области в размере 74 753 416 руб. 00 коп.
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 марта 2017 г. N 129 "О назначении проверки в Министерстве экономического развития Архангельской области" в соответствии с заданием Федерального казначейства от 19 января 2017 г. N 18-02-06/4 и пунктом 7 Плана контрольной работы Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на 2017 год проведена выездная проверка на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий программы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Проверяемый период - 2016 год.
В ходе проведенной проверки установлено следующее:
- Соглашение 108-МБ-16 не соответствует положению подпункта "б" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (Соглашением 108-МБ-16 определено общее количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, ед.-78, то есть 0,078 тыс. единиц, что ниже количества, определенного Государственной программой на 1, 092 тыс. единиц);
- в нарушении пункта 2.2.4 Соглашения 108-МБ-16 достижение значений показателей результативности использования субсидии по количеству вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) СМП, получившими государственную поддержку, выполнены не в полном объеме;
- нарушение пункта 2.2.4 Соглашения 108-МБ-16 не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидии по исполнению расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в 2016 г. из бюджета на реализацию мероприятий на общую сумму 9 050 326,38 руб.;
- в нарушение пункта 2.2.4 Соглашения 108-МБ-16 не исполнено достижение значений показателей результативности использования субсидии на сумму 6 500 000,00 руб. по показателям на мероприятие по созданию на территории Архангельской области центра молодежного инновационного творчества, ориентированного на обеспечение деятельности в научно- технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи.
Результаты проверки зафиксированы в Акте выездной проверки от 14 апреля 2017 г.
На основании указанного Акта проверки от 14 апреля 2017 г. Федеральное казначейство оформило и направило в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 02 октября 2017 г. N 07-04-04/09-1843 (далее - Уведомление), на основании которого последним издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 1002 от 02 ноября 2017 г.
Приказом Минфина России от 02 июня 2017 г. N 1002 Федеральному казначейству надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Архангельской области (Министерства экономического развития Архангельской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Архангельской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Архангельской области, в сумме 10 500 662 руб. 48 коп., рассчитанной по состоянию на 02 октября 2017 г.
Считая свои права нарушенными, Министерство экономического развития Архангельской области и Правительств Архангельской области обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному казначейству о признании недействительными уведомления от 02 октября 2017 г. N 07-04-04/09-1843 и приказа от 02 ноября 2017 г. N 1002.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Архангельской области и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 г., производство по делу в части требований о признании недействительным уведомления Федерального казначейства от 02 октября 2017 г. N 07-04-04/09-1843 прекращено. В удовлетворении требования о признании недействительным приказа от 02 ноября 2017 г. N 1002 отказано.
В кассационных жалобах Правительство Архангельской области и Министерство экономического развития Архангельской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
К кассационной жалобе Министерства экономического развития Архангельской области были приложены дополнительные доказательства по делу, которые возвращены в судебном заседании, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства экономического развития Архангельской области и Правительства Архангельской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представители Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства возражали против их удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Из пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Прекращая производство в части требования о признании недействительным уведомления от 02 октября 2017 г. N 07-04-04/09-1843, суды исходили из того, что спорное уведомление не обладает признаками ненормативного правового акта, в связи с чем не подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что спорный приказ принят с соблюдением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах полномочий Министерства финансов Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
При этом судами установлено, что пунктом 2.2.4 Соглашения N 108-МБ-16 установлено обязательство Правительства Архангельской области по обеспечению достижения значений 40 показателей результативности использования субсидии.
Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Минэкономразвития АО по состоянию на 01 января 2017 г., отчету об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальными государственным внебюджетным фондом Минэкономразвития АО по состоянию 01 января 2017 г. средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Архангельской области, использованы в размере 65 703 089 руб. 62 коп.
Согласно отчетам о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной Архангельской области из федерального бюджета в соответствии с Соглашением N 108-МБ-16 на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по состоянию на 01 января 2017 г. (по мероприятиям) достигнуты следующие значения показателей результативности использования субсидии:
1. По мероприятию "Предоставление субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства:
- исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия 50,85% (при установленном значении 100%);
2. По мероприятию "Софинансирование на конкурсной основе мероприятий, отраженных в муниципальных программах развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия -88,69% (при установленном значении 100%);
3. По мероприятию "Субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга":
- исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятия - 89,81% (при установленном значении 100%);
4. По мероприятию "Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях":
- размер собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, направленный на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений и (ил) приобретение оборудования - 16 804 тыс. рублей (при установленном значении 70 025 тыс. рублей):
- исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия - 10,16% (при установленном значении 100%);
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку - 1 ед. (при установленном значении 2 ед.);
5. По мероприятию "Создание на территории Архангельской области центра молодежного инновационного творчества, ориентированного на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи":
- количество человек, воспользовавшихся услугами центра инновационного творчества - 0 (при установленном значении - 475);
- коэффициент загрузки оборудования центра молодежного инновационного творчества - 0 (при установленном значении - 60%);
- количество проведенных мероприятий, направленных на развитие детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе конкурсы, вставки семинары, тренинги, круглые столы - 0 (при установленном значении - 9);
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку - 0 (при установленном значении - 2).
В силу пункта 2.2.13 Соглашения N 108-МБ-16 Правительство Архангельской области обязалось обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых государственными программами (подпрограммами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, значениям показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения N 108-МБ-16, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, в том числе по соблюдению графика по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года средств в размере, рассчитанном по формуле в соответствии с пунктом 32 Правил N 316.
Отклоняя доводы заявителей о применении в данном случае Правил N 999, суды правомерно указали, что Соглашением N 108-МБ-16 прямо предусмотрено применение расчета объема средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, именно пункта 32 Правил N 316.
Судами установлено, что объем средств, подлежащий возврату в федеральный бюджет по состоянию на 01 июня 2017 г. в соответствии с пунктом 32 Правил N 316, составляет 11 276 292,76 руб.
На основании требования Минэкономразвития России, направленного письмом от 20 апреля 2017 г. N 10778-ОФ/Д-05, осуществлен возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 775 630,28 руб. в связи с нарушением обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии.
Сопоставив суммы средств, подлежащей возврату по расчету в соответствии с пунктом 32 Правил N 316, и суммы средств, фактически возвращенной в доход федерального бюджета, суды пришли к выводу, что сумма средств, указанная в спорном приказе, представляет собой разницу между расчетной суммой возврата и суммой фактически возвращенной в федеральный бюджет.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 г. по делу N А40-67490/18-121-746 оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Архангельской области, Министерства экономического развития Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.