город Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А40-23011/18-35-151 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Авангард-Риэлти": Евстратова В.В. (дов. от 21.05.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Горчаковой Е.А. (дов. N 33-Д-1347/18 от 29.12.2018 г.);
рассмотрев 12 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 г.,
принятое судьей Панфиловой Г.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 г.,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-23011/18-35-151
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Риэлти" (ОГРН 1027739528300; 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Борисова, д. 18, пом. 007)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, пер. Газетный, д. 1/12)
о признании незаконными бездействий, об обязании,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Риэлти" (далее - ООО "Авангард-Риэлти", общество, заявитель) является собственником объекта незавершенного строительства, площадь застройки 259,3 кв. м, степень готовности - 100%, по адресу: Москва, Новоданиловская наб., д. 4 А, стр. 1.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав 04 июня 2012 г.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0001020:47 площадью 395 кв. м, арендуемом заявителем на основании договора аренды N М-05-509485 от 17 июля 2014 г.
15 ноября 2017 г. ООО "Авангард-Риэлти" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением о заключении договора аренды с целью завершения строительства объекта.
Письмом от 13 декабря 2017 г. N ДГИ-1-94834/17-1 Департамент сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001020:47 по адресу: г. Москва, Новоданиловская наб., вл. 4А, стр. 1 для целей строительства не предоставлялся, в связи с чем Департаментом в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы направлено соответствующее обращение.
20 декабря 2017 г. ООО "Авангард-Риэлти" направило в Департамент городского имущества города Москвы претензию (исх. N АВ-125).
В своем ответе от 18 января 2018 г. N ДГИ-1-105939/17-1 Департамент городского имущества города Москвы указал, что дальнейшее рассмотрение вопроса об оформлении земельно-правовых отношений с ООО "Аванград-Риэлти" возможно после поступления в Департамент Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об отсутствии/подтверждении факта законного использования указанного земельного участка.
Считая свои права нарушенными, ООО "Авангард-Риэлти" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке проекта договора аренды для завершения строительства объекта незавершенного строительства земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:47 площадью 395 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Новоданиловская наб., вл. 4А, стр. 1 в трех экземплярах и подписания их, а также в ненаправлении проектов указанных договоров для подписания, об обязании осуществить подготовку проекта договора аренды для завершения строительства объекта незавершенного строительства земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:47 площадью 395 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Новоданиловская наб., вл. 4А, стр. 1 в трех экземплярах и подписав их, а также об обязании направить проекты указанных договоров для подписания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Авангард-Риэлти" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.
Из пункта 9 и 10 части 2 названной статьи следует, что без проведения торгов предоставляются в аренду земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них, и земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на то, что заявитель соответствует всем указанным критериям норм права для заключения договора аренды земельного участка для завершения строительства.
Отклоняя доводы Департамента о том, что объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности ООО "Авангард-Риэлти", является объектом самовольной постройки, суды указали на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2008 г. по делу N А40-8275/08-7-46, которым установлено, что признаки самовольной постройки, предусмотренной статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Кроме того, судами принято во внимание то обстоятельство, что во исполнение решения ГЗК (N 5 п. 60 Заседания от 10 февраля 2014 г.) Москомархитектурой выдан ГПЗУ N RU77-128000-014703, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 10 апреля 2015 г., в соответствии с которым на земельном участке 77:05:0001020:47 расположен объект незавершенного строительства (раздел 3.1 ГПЗУ), площадью застройки 259,3 кв.м (установлено по материалам кадастрового паспорта N 77/501/14-931971 от 19 сентября 2014 г.).
Основной вид разрешенного использования, согласно данным ГПЗУ, - размещение офисных помещений, с параметрами: в габаритах существующего здания (раздел 2.2.2 ГПЗУ) и общей площадью 772,3 кв. м (раздел 2.2.4 ГПЗУ).
В соответствии с требованием раздела 2.2.4 ГПЗУ разработано и утверждено Архитектурно-градостроительное решение Архитектурно-градостроительным советом Москомархитектуры города Москвы (свидетельство об утверждении N 450-4-15/С от 21 октября 2015 г.).
Получившая Положительное заключение экспертизы проектная документация внесена в Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (регистрационный N 70-1468/17-(0)-0 от 03 октября 2017 г.) для последующего получения разрешения на строительство.
Данная информация была предоставлена в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (исх. N АВ-124 от 20 декабря 2017 г., исх. N АВ-04 от 22 января 18 г.).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении земельного участка в аренду для завершения строительства объекта является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывода судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав общества суд первой инстанции обязал Департамент городского имущества города Москвы осуществить подготовку проекта договора аренды для завершения строительства объекта незавершенного строительства земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:47 площадью 395 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Новоданиловская наб., вл. 4А, стр. 1 в трех экземплярах и подписав их, а также обязал Департамент городского имущества города Москвы направить проекты указанных договоров для подписания ООО "Авангард-Риэлти".
Указанный способ восстановления нарушенных прав приведен обществом в заявлении при обращении в арбитражный суд.
Каких-либо возражений относительно такого способа восстановления нарушенных прав заявителя Департаментом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции заявлено не было.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 г. по делу N А40-23011/18-35-151 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.