город Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А41-26734/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации городского округа Мытищи Московской области: Райковой Н.В. (дов. N 166-ДВ от 10.10.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Фирсова А.В. (дов. N 430-Д от 25.12.2018 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "РЕНТАЛЬЯНС": не явились, извещены;
рассмотрев 12 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2018 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по заявлению Администрации городского округа Мытищи Московской области (ОГРН 1025003534423; 141008, Московская область, городской округ Мытищи, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 36/7)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143402, Московская область, город Красногорск, ул. Речная, д. 8)
об оспаривании отказа в государственной регистрации и кадастровом учете,
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; общество с ограниченной ответственностью "РЕНТАЛЬЯНС",
УСТАНОВИЛ: в собственности общества с ограниченной ответственностью "РЕТАЛЬЯНС" (далее - ООО "РЕНТАЛЬЯНС") имеется земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101103:27, площадью 3 109 кв.м., категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административных и производственных помещений, расположенный по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Университетская, д.9.
Часть указанного земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории района "Шараповский карьер" (мкр. 25) с объектами инфраструктуры в г. Мытищи городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, утвержденной постановлением Администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 06 августа 2013 г. N 1307, расположена на территории транспортной и инженерной линейной инфраструктуры.
20 октября 2017 г. Администрацией городского округа Мытищи в соответствии со статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11, подпунктом 3 пункта 4 статьи 11.2, подпункта 2 статьи 49, главой VII.I Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" издано постановление N 4986 "Об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества для целей реконструкции автомобильной дороги местного значения общего пользования - проектируемого проезда N 5243 на участке: от проспекта Новомытищинский до улицы Воровского в г. Мытищи Московской области и отмене постановления от 03 октября 2017 N 4687".
Согласно пункту 1 данного постановления в целях образования земельного участка, подлежащего изъятию для муниципальных нужд - реконструкции автомобильной дороги местного значения общего пользования - проектируемого проезда N 5243 на участке: от проспекта Новомытищинский до улицы Воровского в г. Мытищи Московской области, утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101103:27 площадью 3 109 кв.м., категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административных и производственных помещений, расположенного по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Университетская, д.9, в соответствии с которой предполагается раздел указанного земельного участка на два земельных участка площадью 60 кв.м и 3 049 кв.м соответственно.
В соответствии с пунктами 2, 3 данного постановления земельный участок, обозначенный в схеме расположения земельного участка условным номером 50:12:0101103:27:ЗУ1, площадью 60 кв.м, подлежит изъятию для муниципальных нужд - для целей реконструкции автомобильной дороги местного значения - проектируемого проезда N 5243 на участке: от проспекта Новомытищинский до улицы Воровского в г. Мытищи Московской области у правообладателя объекта недвижимого имущества путем возмещения затрат.
Управление земельно-имущественных отношений администрации городского округа Мытищи во исполнение пункта 4 данного постановления в течение десяти дней со дня его принятия направила его копию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреесра по Московской области) для постановки на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков площадью 60 кв.м и 3 049 кв.м, и регистрации права собственности ООО "РЕНТАЛЬЯНС" на образованные земельные участки.
Уведомлением от 18 декабря 2017 г. N 150/012/015/2017-109, 110, 50-0-1- 299/3101/2017-20244 Управление Росреестра по Московской области сообщило, что в нарушение требований законодательства не соблюден порядок предоставления заявителем документов для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а именно: в соответствии с действующим законодательством заявление о таком учете и регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки предоставляется собственником земельного участка, в результате раздела которого образуются новые земельные участки. Однако заявление от ООО "РЕНТАЛЬЯНС" в Росреестр не поступало.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 19 марта 2018 г. N 50/012/015/2017-109, 100, 50-0-1-299/3101/2017-20244 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 60 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская (условный номер 50-50/012- 50/012/015/2017-109), земельный участок общей площадью 3 049 по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская (условный номер 50-50/012- 50/012/015/2017-110) отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 18 декабря 2017 N от 150/012/015/2017-109, ПО, 50-0-1-299/3101/2017- 20244 и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, которые указаны в нем.
Считая свои права нарушенными, Администрация городского округа Мытищи Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от 19 марта 2018 г. на земельный участок общей площадью 60 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская условный номер 50-50/012- 50/012/015/2017-109) и на земельный участок общей площадью 3 049 кв.м по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская (условный номер 50-50/01250/012/015/2017-110) и обязании Управление Росреестра по Московской области произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ООО "РЕНТАЛЬЯНС" на земельный участок на земельный участок общей площадью 60 кв.м, по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская условный номер 50-50/012-50/012/015/2017-109) и на земельный участок общей площадью 3 049 кв.м по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, ул. Университетская (условный номер 50-50/01250/012/015/2017-110).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и общество с ограниченной ответственностью "РЕНТАЛЬЯНС".
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2018 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Управление Росреестра по Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2018 г. апелляционная жалоба возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Московской области обжаловало решение суда первой инстанции от 02 августа 2018 г. в кассационном порядке.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене решения суда первой инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация городского округа Мытищи Московской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации городского округа Мытищи Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Из положений пункта 1 статьи 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно пункту 4 статьи 56.6 ЗК РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно части 3 статьи 60 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 9 статьи 60 вышеназванного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет объектов, образованных на основании решения об изъятии, осуществляется при наличии решения об изъятии, правоустанавливающего документа на исходный участок, проекта межевания или схем расположения земельного участка с соответствующим заявлением о постановке на кадастровый учет от имени лица, права которого подлежат прекращению, вправе обратиться орган власти, принявшее соответствующее решение.
Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, если права на образованные для изъятия участка не зарегистрированы, применяются правила пункта 11 данной нормы (пункт 10 статьи 60 Закона о государственной регистрации).
В силу частей 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства с учетом вышеприведенных норм и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Московской области осуществить регистрационные действия по осуществлению государственного кадастрового учета в отношении земельных участков общей площадью 60 кв.м и 3 049 кв.м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101103:27, а также регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "РЕНТАЛЬЯНС" на вновь образованные земельные участки.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный судом способ приведет к восстановлению нарушенных прав.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2018 г. по делу N А41-26734/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.