город Москва |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А40-73335/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Кольцовой Н.Н., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца ООО "АДВЛАЙН" - Зеленко Д.В. по дов. от 21.03.2018
от ответчика ООО "ЯНДЕКС" - Филин А.М. по дов. от 30.03.2016
рассмотрев 18 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "АДВЛАЙН" (истца)
на решение от 20 июля 2018 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Абрамовой Е.А.,
и постановление от 6 ноября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Гармаевым Б.П., Поповой Г.Н.,
по иску ООО "АДВЛАЙН"
к ООО "ЯНДЕКС"
о взыскании 7 503 005 руб. 79 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АДВЛАЙН" (далее - истец) 09.04.2018 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС" (далее - ответчик, Яндекс) о взыскании 7 503 005 руб. 79 коп. по договору от 01.10.2015 N РС-46960-06/15.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судами решением и постановлением, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального права. Судами при рассмотрении дела в нарушение статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в полной мере были исследованы представленные сторонами доказательства, оценка отдельным положениям договоров дана в отрыве от иных их положений.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы истца к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 18.02.2019 представитель истца поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До судебного заседания от ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, который судом приобщен к материалам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат, поскольку судами при рассмотрении спора не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Судами установлено, что правоотношения сторон возникли из заключенного между ними договора от 01.10.2015 N РС-46960-06/15, предметом которого является оказание истцом услуг по размещению на принадлежащих ему сайтах рекламных материалов ответчика путем добавления специальной программы - рекламного кода в программный код свои интернет-сайтов, а ответчик обязался оплачивать оказанные ему услуги.
Согласно пункту 3.10 договора, не учитываются, в том числе при расчете вознаграждения истца, любые искусственно (недобросовестно) воспроизведенные клики и показы, все методы создания которых являются категорически запрещенными.
В силу пунктов 3.10.2, 3.10.4 договора истец обязуется непосредственно или косвенно не осуществлять показы рекламы (самостоятельно или посредством привлечения третьих лиц), как вручную, так и с использованием любых автоматических способов, а также не изменять порядок, вид и иные характеристики отображения рекламы на рекламных местах. По пункту 7.5 договора в случае нарушения истцом требований пунктом 3.10 договора ответчик вправе отказаться от исполнения договора, а услуги истца в отчетном периоде, в котором ответчиком было признано такое нарушение, считаются не оказанными и оплате не подлежат.
При определении объема оказанных услуг (количества кликов/переходов), подлежащих оплате, истец необоснованно использует статистику своей системы.
Факт расхождений статистики исполнителя и ответчика заключается в том, что ответчиком не учитываются такие клики и показы для расчета стоимости услуг, которые Яндекс оказывает рекламодателям, то есть лицам, чьи рекламные объявления размещаются на сайтах истца.
Как следует из пояснений ответчика, ответчик осуществил компенсацию либо исключил такие клики и показы из данных статистики в отношении всех рекламодателей, рекламные объявления которых были затронуты недобросовестными кликами и показами на сайтах истца.
Истец, обращаясь с настоящим иском, указывал на то, что за период с 01.01.2018 по 29.01.2018 истцом были оказаны ответчику услуги на сумму 7 503 005 руб. 79 коп. Суммы, отраженные в актах, были сформированы на основании данных статистики исходя из количества кликов пользователей по рекламным баннерам и переходов на сторонние интернет-ресурсы. Истцом указано на то, что 31.01.2017 ответчик прислал истцу акт сдачи-приемки по договору за период с 01.01.2018 по 30.01.2018, из которого следовало, что истец оказал ответчику услуги на сумму 14 348 руб. 53 коп.
Между тем, от ответчика поступили письма о том, что стоимость услуг, оказанных истцом для ответчика за период с 01.01.2018 по 29.01.2018, составила 7 503 005 руб. 79 коп.
Истец полагает, что данные статистики в партнерском интерфейсе были умышленно изменены ответчиком для целей занижения стоимости оказанных ему услуг и уклонения от выплаты вознаграждения. Данные эти, после редактирования, однако, противоречат письмам самого ответчика, направленным на почтовый ящик истца и изменить которые ответчик не в состоянии технически.
Истец направлял в адрес ответчика претензию с требованием оплатить имеющуюся задолженность, которая оставлена без удовлетворения.
Ответчик, возражая против иска, указывал на то, что согласно условиям спорного договора владелец за вознаграждение оказывает Яндексу технические услуги, связанные с размещением Яндексом Рекламы на Рекламных местах на ресурсах Владельца, в частности: установка Рекламного кода на ресурсах Владельца и обеспечение его работоспособности и корректного программно-аппаратного взаимодействия с системой показа Рекламы в течение всего срока действия Договора; обеспечение отображения размещаемых по Договору Рекламных материалов на Рекламных местах на ресурсах Владельца с соблюдением требований, установленных Договором, а Яндекс обязуется принять и оплатить Услуги в соответствии с условиями Договора. При этом владелец гарантирует, что обладает всеми необходимыми полномочиями на заключение и исполнение настоящего Договора, и что оказание Владельцем Услуг, указанных в п. 2.1 Договора, не противоречит законодательству, обязательствам, взятым на себя Владельцем перед третьими лицами, и иным образом не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Владелец гарантирует, что владеет ресурсами Владельца на законных основаниях и/или вправе использовать их в соответствии с условиями настоящего Договора и несет полную ответственность за их содержание. Владелец обязуется обеспечить соответствие содержания ресурсов Владельца действующему законодательству РФ, а также соответствие ресурсов Владельца требованиям, определенным настоящим Договором и Правилами участия в течение всего срока действия Договора. Владелец производит установку и обеспечивает функционирование на ресурсах Владельца Рекламного кода и/или ПО, а также обеспечивает размещение Яндексом Рекламы в автоматическом режиме в соответствии с условиями и требованиями, определенными в Правилах участия, в том числе с соблюдением установленных в них технических требований по установке и настройке Кода Яндекса и/или ПО, требований к Рекламным местам, на которых отображаются Рекламные материалы. При к этом Яндекс не гарантирует Владельцу бесперебойную работу ПО и/или Кода Яндекса. Размещение Рекламы на Рекламных местах может сопровождаться текстовой ссылкой, указывающей на то, что Реклама размещена Яндексом. Кроме того, ответчиком указано, что для целей размещения, показа либо отслеживания Рекламного объявления, при посещении Пользователем Ресурсов Владельца ему могут быть установлены файлы cookie, позволяющие Яндексу получать информацию о поведении Пользователя на Ресурсах Владельца. Владелец обязуется предоставить Пользователям всю необходимую информацию об установке файлов cookie и использовании Яндексом данных, полученных при помощи файлов cookie и гарантирует, что обеспечит получение согласия Пользователей на установку файлов cookie и использование Яндексом данных, полученных с их помощью. Владелец также гарантирует, что размещение либо использование файлов cookie в указанных в настоящем пункте целях не противоречит законодательству, регулирующему его взаимоотношения с Пользователями, либо что им были предприняты все необходимые действия, предусмотренные законодательством, позволяющие установку файлов cookie и использование данных, полученных с их помощью. Владелец обязуется не осуществлять изменения каких-либо технических характеристик ресурсов. Владельца, влекущих несоответствие формата Рекламных мест требованиям Договора и Правил участия. В случае если Владелец изменяет тематику любого из ресурсов Владельца, он обязан в день внесения изменений уведомить об этом Яндекс в письменной форме (в т.ч. по электронной почте). В рамках исполнения Договора для целей размещения Поисковой рекламы Владелец вправе использовать для размещения на ресурсах Владельца результаты поиска с сайта Яндекса в формате XML путем направления автоматических поисковых XML-запросов к поисковой системе Яндекса и получения результатов обработки таких запросов по адресу http://xmlsearch.vandex.ru/xmlsearch с обязательным соблюдением технических требований и условий такого использования, установленных Правилами участия. При этом Владелец обязуется не использовать в целях, способами и в порядке, не предусмотренными Договором и Правилами участия результаты поиска, полученные с сайта ответчика, не предоставлять третьим лицам возможность (право) направления автоматических XML-запросов и получения результатов поиска. Яндекс в любое время может отказаться от размещения Рекламных материалов на любом из ресурсов Владельца, в том числе по причине несоответствия такого ресурса указанным в Договоре требованиям, в случае низкой эффективности размещения на нем Рекламы, в случае полученной ответчиком претензии и/или жалобы от рекламодателей или иных третьих лиц на несоответствие ресурсу Владельца, также без объяснения причин,- уведомить владельца о таком отказе по электронной почте и/или с использованием Партнерского интерфейса путем изменения в нем статуса ресурса (заявки на подключение). Ответчик предоставляет Владельцу возможность ознакомления с данными статистики в отношении Рекламных материалов, размещаемых на ресурсах Владельца через Партнерский интерфейс При этом: данные статистики признаются Сторонами Конфиденциальной Информацией; доступ к Партнерскому интерфейсу осуществляется с использованием уникальных логина и пароля Владельца. Владелец самостоятельно устанавливает и изменяет пароль, используемый для доступа к Партнерскому интерфейсу; все действия, совершенные с использованием логина и пароля Владельца в отношении учетной записи, признаются совершенными Владельцем. Владелец самостоятельно несет ответственность за сохранность средств доступа к Партнерскому интерфейсу (логина и пароля) и обязуется предпринимать меры для обеспечения их конфиденциальности. Яндекс не несет ответственности за несанкционированный доступ к Партнерскому интерфейсу Владельца третьих лиц, осуществленный с указанием его логина и пароля, знают, что в целях настоящего Договора, в частности, для подтверждения перечня оказываемых Услуг в соответствии с предметом Договора, а равно момента начала и периода оказания используются исключительно данные статистики ответчика. Стороны признают, что в целях Договора, в том числе при расчете вознаграждения, не учитываются любые искусственно (недобросовестно) воспроизведенные клики и показы, все методы создания которых являются категорически запрещенными. При этом Владелец при исполнении Договора обязуется: не использовать способами, не предусмотренными Договором, Код ответчика; непосредственно или косвенно не создавать запросы, не осуществлять показы или клики на любых Результатах поиска и/или на Контекстных страницах и Рекламе (самостоятельно или посредством привлечения третьих лиц) вручную и/или с использованием любых возможных программно-аппаратных средств, в том числе путем использования любых автоматических способов воспроизведения показов и кликов (многократные клики, использование программ-агентов и пр.), но не ограничиваясь указанным; не изменять содержащиеся в Рекламе адреса гиперссылок, иным образом не изменять переадресацию пользователя с Рекламы, не заменять и любым иным образом не препятствовать доступу пользователя к страницам (сайтам), на которые ведут гиперссылки в Рекламе при обращении (клике) пользователя на такую Рекламу; не удалять, не редактировать, не сворачивать Рекламу, не применять к ней фильтры, не изменять порядок, вид и иные характеристики отображения Рекламы на установленных Рекламных местах. Рекламные материалы, размещаемые по Договору, должны соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. В случае, если, по мнению Владельца размещение каких-либо Рекламных материалов противоречит нормам и требованиям действующего законодательства РФ, либо повлекло или может повлечь предъявление претензий в отношении нарушения законных прав третьих лиц, Владелец вправе направить ответчик соответствующее обоснованное требование прекратить или приостановить размещение такой Рекламы до урегулирования ответчиком спорных вопросов с третьими лицами.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание условия заключенного сторонами, установив, что факт расхождения статистики исполнителя и заказчика заключается в том, что заказчиком не учитываются такие клики и показы для расчета стоимости услуг, которые оказаны лицам, чьи рекламные объявления размещаются на сайтах заказчика, при этом с учетом необходимости корректировки данных статистики в связи с исключением из них недобросовестных показов и кликов заказчик имеет право показывать данные статистики в партнерском интерфейсе способом, который позволяет не отображать те показы и клики, которые были признаны заказчиком недобросовестными, приняли правильное решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой и суда апелляционной инстанций, принимает во внимание установленные судами фактические обстоятельства по делу, в том числе о том, что односторонние действия ответчика, связанные с корректировкой данных статистики в партнерском интерфейсе, сами по себе не могут противоречить условиям договора, а исполнение договора сторонами в любом случае предполагает изменения данных статистики ответчика на постоянной основе: так, учет каждого нового добросовестного показа или клика приводит к изменению данных статистики ответчика, доступных истцу в партнерском интерфейсе, так и то, что истец не оспаривает право ответчика на такие изменения, так как они влекут увеличение размера вознаграждения истца, следовательно, истец полагает, что ответчик вправе в одностороннем порядке изменять данные статистики ответчика исключительно в сторону увеличения показателей показов и кликов, а также увеличения размера вознаграждения Истца.
При том, что в договоре отсутствуют какие-либо условия, возлагающие на ответчика обязательства по отображению данных статистики в партнерском интерфейсе с какой-либо периодичностью, либо каким-либо оговоренным в договоре способом. Таким образом, ответчик вправе самостоятельно определять способ доведения данных статистики ответчика до истца.
Как указали суды, с учетом необходимости корректировки данных статистики в связи с исключением из них недобросовестных показов и кликов, ответчик имеет право показывать данные статистики в партнерском интерфейсе способом, который позволяет не отображать те показы и клики, которые были признаны ответчиком недобросовестными, а также отображать предполагаемое вознаграждение истца в том виде, который учитывает корректировки, связанные с нарушением.
Первая и апелляционная инстанции, в соответствии с части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия, рассматривая доводы, приведенные в кассационной жалобе, констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении и апелляционной жалобе, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку нижестоящими судами. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судами и истцом, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения, постановления по настоящему делу.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов, правоотношениям сторон дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2018 года по делу N А40-73335/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н.Крекотнев |
Судьи |
Н.Н.Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.