г. Москва |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А40-99810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Ананьиной Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Кулакова М.М., представитель по доверенности от 9 января 2019 года; Чаплинская М.А., представитель по доверенности от 9 января 2019 года;
от заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции города Москвы - Тарасова Н.В., представитель по доверенности от ;
рассмотрев в судебном заседании 14 февраля 2019 года кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение от 21 августа 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление от 20 ноября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-99810/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 11 апреля 2018 года N РЛ-О-Ц-06396/1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, Мосжилинспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Мосжилинспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, оспариваемым предписанием от 11 апреля 2018 года N РЛ-О-Ц-06396/1 заявитель обязан раскрыть информацию о деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Москва, 2-й Щипковский пер. д. 8, а именно:
На сайте "Дома Москвы":
В разделе "общая информация" указать достоверную информацию об общей площади и площади жилого помещения многоквартирного дома;
В разделе "общие сведения о многоквартирном доме" указать достоверную информацию по площади дома.
В разделе "информация об услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и отчет об исполнении договора управления/смет расходов и доходов" в полном объеме раскрыть информацию по сведениям об основных конструктивных элементах многоквартирного дома оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (например, указать длину межпанельных швов);
В полном объеме раскрыть информацию по плану выполнения работ (оказанию услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услуг, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом на 2018 год (например, указать плановое количество, плановую стоимость за единицу и плановую стоимость в год по видам услуг - влажная протирка подоконников, влажная протирка оконных решеток, очистка кровли от снега, восстановление поврежденных участков фундамента, окраска конструкций и элементов крыши и др.);
По отчету, о проведении работ (оказании услуг) по содержанию и ремонту общего имущества за 2017 год полностью раскрыть информацию, а именно: указать фактическое количество (объем), фактическую стоимость за единицу и фактическую стоимость в год по видам работ - герметизация стыков фасада, усиление элементов деревянной стропильной системы, ремонт частей водосточных труб, ремонт дверей в помещениях общего пользования и др.
В разделе "сведения о проведении общих собраний собственников помещений" разместить протоколы общих собраний (например, протокол от 02 февраля 2017 года N 1 о выборе общества в качестве управляющей организации).
На сайте "Реформа ЖКХ":
В разделе "паспорт" во вкладке "общие сведения" указать достоверную информацию об общей площади дома;
В разделе "управление" во вкладке "общие сведения" разместить сведению о проведенных собраниях (например, протокол от 02 февраля 2013 года N 1, протокол от 16 апреля 2015 года N 2).
Посчитав, оспариваемое предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Мосжилинспекции законных оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Пунктом 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 10 в ред. Федерального закона от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), которым предусмотрены требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления.
Согласно пункту 2 данного Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, а в пункте 3 определены виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта предусмотрен перечень видов информации, которую обязана раскрывать управляющая компания.
Исходя из оспариваемого предписания, на сайте "Дома Москвы" в разделе "общая информация" Мосжилинспекция требует указать достоверную информацию об общей площади и площади жилого помещения многоквартирного дома.
Судами в данной части установлено следующее.
При заполнении управляющей организацией сайта "Дома Москвы", общая площадь дома рассчитывается программой автоматически.
Программа определяет размер общей площади путем сложения общих площадей: жилых помещений (6 248,8 кв. м), нежилых помещений (19 кв. м) и помещений, входящих в состав общего имущества (661 кв. м), внесенных управляющей организацией.
Все площади, составляющие общую площадь дома, внесены на сайт обществом в полном соответствии с данным, указанными в техническом паспорте.
При этом в колонке "Данные МосгорБТИ", заполнение которой общество не осуществляет и не имеет технической возможности исправить неточности, указаны данные не соответствующие техническому паспорту.
Подтверждением данного факта является ответ модератора на обращение общества по вопросу площадей дома. Согласно ответу модератора "В разделе "Информация о доме", на медийной части портала "Дома Москвы", отображаются данные, полученные из базы данных Московского городского бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ) автоматически. Функционал портала не предусматривает заполнение раздела "Данные БТИ" управляющими организациями".
На сайте "Дома Москвы", программа составлена таким образом, что на главной странице дома, в графе "Общая площадь" и "Общая площадь жилых помещений" указаны данные, размещенные в колонке "Данные МосгорБТИ", а в разделе "Общие сведения о многоквартирном доме" отражаются данные внесенные управляющей организацией.
Учитывая изложенное, общество, не имеющее доступ для внесения изменений в колонку "Данные МосгорБТИ", не может исполнить выданное предписание, в связи с отсутствием технической возможности для изменения данных на главной странице сайта дома.
В разделе "Общие сведения о многоквартирном доме" (сайт "Дома Москвы") Мосжилинспекция требует указать достоверную информацию по площади дома.
Судами в данной части сделаны следующие выводы.
В указанном разделе, в отличии от главной странице дома, программа сайта указывает сведения, на основании внесенной управляющей организацией информации, а именно: программа определяет размер общей площади путем сложения общих площадей: жилых помещений (6 248,8 кв. м), нежилых помещений (19 кв. м) и помещений, входящих в состав общего имущества (661 кв. м).
Как указывалось выше, все площади, составляющие общую площадь дома (6 928,8 кв. м), внесены на сайт обществом в полном соответствии с данным, указанными в техническом паспорте.
Следовательно, как правильно указали суды, данные, указанные на сайте соответствуют фактическим данным дома, а требование предписания о внесении иных данных незаконно.
В разделе "Информация об услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и отчет об исполнении договора управления/смет расходов и доходов" Мосжилинспекция требует от заявителя в полном объеме раскрыть информацию по сведениям об основных конструктивных элементах многоквартирного дома оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а именно указать длину межпанельных швов.
Судами указано, что межпанельными швами являются стыковые соединения панелей несущих конструкций полносборных зданий.
В разделе "Сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" (сайт "Дома Москвы") (распечатка с сайта прилагается) пункт 2.4. содержит сведения о материале несущих стен. Согласно сведениям, размещенным в открытом доступе, материалом несущих стен дома N 8 по 2-му Щипковскому пер. является кирпич.
В пункте 3.1. раздела указано, что тип фасада соответствует материалу стен.
Учитывая данные обстоятельства межпанельные швы в указанном доме отсутствуют, в связи с чем длина межпанельных швов в кирпичном доме не может быть указана, следовательно, как установили суды, предписание в данной части является неисполнимым.
Мосжилинспекция в предписании требует от общества в полном объеме раскрыть информацию по плану выполнения работ (оказанию услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услуг, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом на 2018 год, указать плановое количество, плановую стоимость за единицу и плановую стоимость в год по видам услуг, а именно: влажная протирка подоконников, влажная протирка оконных решеток, очистка кровли от снега, восстановление поврежденных участков фундамента, окраска конструкций и элементов крыши.
Относительно количества и плановой стоимости влажной протирки подоконников, суды, на основании пояснения заявителя, установили, что стоимость данных работ заложена в отчете по Форме 2.3., п. 2, п. п. 2.14 "Иное (работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)" (распечатка с сайта Плана выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услуг, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом), и данный вид работ проводится по мере необходимости (выявления загрязнения подоконников). При внесении количества и стоимости работ по влажной протирки подоконников (п. 2.8.4), сумма в подпункте п. п. 2.14 "Иное (работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)" уменьшается на - 4 р. 42 к. за год (стоимость данного вида работ) (скриншот с сайта Форма 2.3 прилагается).
В свою очередь в части количества и плановой стоимости влажной протирки оконных решеток суды пришли к выводу, что требование предписания о включении данного вида работ в План не может быть реализуемо заявителем, поскольку в силу конструктивных особенностей здания оконные решетки в помещениях мест общего пользования не предусмотрены.
В части обязания указать плановое количество, плановую стоимость работ по очистке кровли от снега, суды установили, что в соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 17 Сведений об основных конструктивных элементах многоквартирного дом, а также технического паспорта на дом тип кровли в доме N 8 по 2-му Щипковскому пер. является не скатной, из рулонных материалов, так называемая мягкая кровля, с внутренним водостоком.
В соответствии с пунктом 3.2 ЖНМ-2005/04 "Организация работ по очистки кровли жилых и общественных зданий от снега и наледи" не рекомендуется производить очистку от снега и наледи железобетонных крыш с внутренним водостоком, так как эти крыши имеют достаточный запас прочности.
Также в данной части судами отмечено, что работы по окраске конструкций и элементов крыши в настоящем случае не производятся, поскольку кровля дома является мягкой, с отсутствием металлических элементов и креплений, в связи с чем данный вид работ не входит в План, а предписание в данной части незаконно.
На основании изложенного работы по очистке и окраске мягкой кровли с внутренним водостоком в План работ не вносится.
Относительно восстановления поврежденных участков фундамента, суды, на основании пояснений заявителя, установили, что фундамент дома находится в хорошем состоянии, не имеет признаков разрушений, в связи с чем не нуждается в ремонтных работах. На основании технического состояния фундамента, работы по его восстановлению не включаются в План.
В части вмененной оспариваемым предписанием обязанности раскрыть информацию по содержанию и ремонту общего имущества за 2017 год в части работ по герметизации стыков фасада, судами указано, что работы по герметизации стыков фасада в указанном доме не могут производится, ввиду отсутствия стыков элементов, в связи с чем в Отчете данный вид работ отсутствует.
В разделе "Сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" (сайт "Дома Москвы") в пункте 2.1. указано, что тип перекрытий железобетонный. Согласно пункту 4.1. кровля не скатная (плоская), из рулонного материала (п. 4.2.).
Учитывая данные обстоятельства кровля дома 8 по 2-му Щипковскому пер. не имеет деревянных элементов и стропильной системы, в связи с чем, работы по усилению элементов деревянной стропильной системы не могут быть указаны в Отчете.
В пункте 17 "Сведений об основных конструктивных элементах многоквартирного дом", а также технического паспорта в доме имеется внутренний водосток. При наличии в доме внутреннего водостока, ремонт частей водосточных труб не может быть произведен, ввиду отсутствия доступа к данной инженерной системе. В подтверждение данного обстоятельства п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме данный вид работ не предусмотрен. Перечень содержит только работы по выявлению деформаций и повреждений водоприемных воронок внутреннего водостока, а не ремонт водосточных труб.
Отчет за 2017 г. содержит работы (пункт 2.10.2) по прочистки водоприемной воронки, в связи с чем работы по ремонту труб водостока в отчет не входят.
Утверждение Мосжилинспекции об отсутствии в Отчете за 2017 год сведений о ремонте дверей в помещениях общего пользования не соответствует действительности. Судами установлено, что согласно размещенному 20 марта 2018 года Отчету о проведении работ (оказании услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД за 2017 год в пункте 5.5.1. "Ремонт дверей в помещениях общего пользования" указана информация о проведении ремонта 6 дверей на сумму 11 043 р.
В части оябзания в разделе "Сведения о проведении общих собраний собственников помещений" разместить протокол общего собрания от 02 февраля 2017 года N 1 о выборе общества в качестве управляющей организации судами указано, что общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 8 по 2-му Щипковскому пер. с повесткой дня о выборе общества в качестве управляющей организации в 2017 году не проводилось, в связи с чем указанное требование Мосжилинспекции невозможно выполнить.
Кроме того, как отметили суды, в медийной части портала "Дома Москвы" не предусмотрено отображение файла электронной копии протокола по выбору управляющей организации. На данной странице отображается только электронная копия договора управления.
Судами отдельно отмечено, что в разделе "Сведения о проведении общих собраний собственников помещений" имеется протокол о выборе управляющей организации, (распечатка с сайта прилагается).
В части обязания указать достоверную информацию на сайте "Реформа ЖКХ" в разделе "Паспорт" во вкладке "Общие сведения" об общей площади дома, судами установлено, что в указанном разделе сайта "Реформа ЖКХ", была размещена достоверная информация о площадях жилого дома, в соответствии с техническим паспортом на дом.
Мосжилинспекция требует разместить в разделе "Управление" во вкладке "общие сведения" сведения о проведенных собраниях в частности: протокол от 02 февраля 2013 года N 1, протокол от 16 апреля 2015 года N 2.
Суды установили, что программа сайта "Реформа ЖКХ" составлена таким образом, что в разделе "Управление" во вкладке "Общие сведения" запрашиваются сведения о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с участием управляющей организации после 01 декабря 2014 года
С учетом срока, установленного программой, размещение протоколов собраний, проведенных до 01 декабря 2014 года не предусмотрено, и протокол от 02 февраля 2013 года не может быть размещен в данном разделе.
Относительно протокола от 16 апреля 2015 года N 2 общество пояснило, что собрание о выборе способа накопления средств на капитальный ремонт, по итогам которого составлен данный протокол, проводилось собственниками помещений МКД самостоятельно, без участия управляющей организации, протокол был сдан собственниками в Управу района Замоскворечье, в связи с чем, протокол собрания, проводимого без участия управляющей организации, не подлежит размещению в данном разделе. Требование предписания являются неисполнимыми.
Вся информация, подлежащая раскрытию в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ N 731, была размещена в полном объеме и в установленные законом сроки: "Дома Москвы" до 28 марта 2018 года, "Реформа ЖКХ" до 30 марта 2018 года
Согласно сведениям модератора портала, указанным в личном кабинете сайта "Дома Москвы" на 28 марта 2018 года, информация на портале размещена ООО "ВЕКТОР" в полном объеме.
На портале "Реформа ЖКХ" в разделе "Мой управляющий" модератором портала указано, что полнота раскрытия информации по организации (1 и 2 блок), а также по многоквартирным домом (1 и 2 блок) составляет 100%.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что предусмотренная порталом информация размещена в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что оспариваемое предписание Мосжилинспекции от 11 апреля 2018 года N РЛ-О-Ц-06395/1 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы Мосжилинспекции, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2018 года по делу N А40-99810/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.