город Москва |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А40-36313/18-12-238 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Краснодарского края: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) АО "ИСК "Союз-Сети": не явились, извещены;
рассмотрев 14 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ИСК "Союз-Сети"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2018 г.,
принятое судьей Чадовым А.С.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 г.,
принятое судьями Проценко А.И., Бондаревым А.В., Алексеевой Е.Б.,
по делу N А40-36313/18-12-238
по иску Администрации Краснодарского края (в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) (ОГРН 1022301224549; 350063, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 16)
к акционерному обществу "Инженерно-строительная компания "Союз-Сети" (ОГРН 1067760541859; 117342, г. Москва, ул. Обручева, д. 36, корп. 1)
о понуждении,
УСТАНОВИЛ: Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края (далее - Управление, истец) в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании приказа Администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. N 36/КН, с 22 июня 2017 г. по 19 июля 2017 г. в отношении акционерного общества "Инженерно-строительная компания "Союз-Сети" (далее - АО "ИСК "Союз-Сети", общество, ответчик) проведена внеплановая документарная проверка.
Целью проведения проверки являлась проверка исполнения АО "ИСК "Союз-Сети" требований о проведении спасательных археологических полевых работ объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1", изложенных в предписании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 12 декабря 2014 г. N 78-6966/14-01-19, устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения спасательных археологических полевых работ в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), на объекте культурного наследия - дольмен "Виноградное 1".
Дольмен "Виноградное 1" является выявленным объектом культурного наследия.
Данный памятник археологии охраняется государством в соответствии со статьей 16.1 Закона N 73-ФЗ.
На указанный памятник археологии оформлена учетная карта объекта, представляющего собой историко-культурную ценность N 23114070005.
В ходе проведения проверки у АО "ИСК "Союз-Сети" были затребованы документы, подтверждающие постановку на налоговый учет юридического лица, уставные документы юридического лица, приказ о назначении руководителя юридического лица, заключенный со специализированной организацией договор на проведение спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1", отчет специализированной организации о результатах проведения спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1".
Затребованные документы АО "ИСК "Союз-Сети" в адрес Управления не были представлены.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ЗАО "ИСК "Союз-Сети" с 03 апреля 2014 г. по 29 апреля 2014 г. установлено, что при строительстве объекта "Воздушная линия (НОкВ) двухцепная от подстанции "Шепси" до подстанции "Дагомыс" в нарушение требований заключения Управления от 10 июня 2011 г. N 78-3310/11-01-22 археологический надзор при производстве работ в границах зон охраны объектов культурного наследия, попадавших в полосу строительства объекта, не проводился.
В районе памятника археологии - дольмена "Виноградное 1" Ш-П тыс. до н.э., пикетов ПК375 - ГЖ374 объекта строительства, при размещении подъездной дороги к опорам электропередач строители вышли за пределы согласовываемой полосы отвода земельного участка и провели земляные работы на территории памятника археологии - дольмена "Виноградное 1" Ш-П тыс. до н.э., в результате чего дольмен засыпан перемещенным грунтом, образовавшимся в результате расширения грунтовой дороги, использовавшейся при строительстве ВЛ 110 кВ.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 29 апреля 2014 г.
29 апреля 2014 г. в адрес ЗАО "ИСК "Союз-Сети" было направлено предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, со сроком исполнения до 01 октября 2014 г.
Также по факту производства на территории и в границах зон охраны объекта культурного наследия - дольмен "Виноградное 1" земляных и строительных работ, повлекших его засыпку перемещенным грунтом, в отношении ЗАО "ИСК "Союз-Сети" специалистом управления составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Лазаревского районного суда от 29 октября 2014 г. ЗАО "ИСК "Союз-Сети" по данному факту было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Учитывая, что к указанному в предписании сроку сведения об устранении ЗАО "ИСК "Союз-Сети" нарушений требований законодательства в управление не поступили, Управлением в период с 17 ноября 2014 г. по 12 февраля 2014 г. в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой установлено, что проверяемое лицо нарушения не устранило.
В связи с этим 12 декабря 2014 г. ЗАО "ИСК "Союз-Сети" было выдано повторное предписание.
ЗАО "ИСК "Союз-Сети" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению о признании предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 г. по делу N А32-4795/2015 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 12 декабря 2014 г. N 78-6966/140119 отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, АО "ИСК "Союз-Сети" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 г. по делу N А32-4795/2015 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 г. отменено, предписание Управления от 12 декабря 2014 г. признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2016 г. по делу N А32-4795/2015 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 г. отменено, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 г. оставлено в силе.
В связи с тем, Управлением была проведена проверка выполнения требований данного предписания.
С целью контроля за выполнением предписания от 12 декабря 2014 г. N 78-6966/14-01-19 АО "ИСК "Союз-Сети" должно было в течение 10 рабочих дней с момента получения приказа от 19 июня 2017 г. N 36/КН и уведомления о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица и необходимости предоставления заверенных копий документов от 21 июня 2017 г. N 78-4576/17-01-16 представить в Управление следующие документы:
- заключенный со специализированной организацией договор на проведение спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1";
- отчет специализированной организации о результатах проведения спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1".
Приказ от 19 июня 2017 г. N 36/КН и уведомление от 21 июня 2017 г. N 78-4576/17-01-16 были направлены на официальный почтовый адрес АО "ИСК "Союз-Сети" (117342, г. Москва, ул. Обручева, д. 36, корпус 1) 22 июня 2017 г. заказным почтовым отправлением с уведомлением, заказной реестр N 109 от 22 июня 2017 г., номер почтового отправления - 35001410010234.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления N 35001410010234 с официального сайта Почты России, АО "ИСК "Союз-Сети" получило приказ от 19 июня 2017 г. N 36/КН и уведомление от 21 июня 2017 г. N 78-4576/17-01-16 - 04 июля 2017 года.
Документы, указанные в предписании от 12 декабря 2014 г. N 78-6966/14-01-19 и в пункте 12 приказа от 19 июня 2017 г. N 36/КН, АО "ИСК "Союз-Сети" в адрес Управления не были представлены.
Исходя из полученных Управлением обращений специалиста по историко-культурному наследию Сочинского национального парка Н.И. Маркова (от 10 мая 2017 г. N 2206), прокуратуры Лазаревского района г. Сочи (от 01 июня 2017 г. N 487ж10/10-3351 и от 14 июля 2017 г. N 487ж10/10-4569), ОГД "Привет Сочи", нарушения обязательных требований АО "ИСК "Союз-Сети" до сих пор не устранены, договор со специализированной организацией на проведение спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1" не заключен, спасательные археологические полевые работы в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1" не проведены.
В ходе повторной проверки выполнения предписания управление установило факт злостного и систематического неисполнения предписаний управления по устранению нарушений обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также причиненного вреда объекту культурного наследия со стороны АО "ИСК "Союз-Сети" 18 июля 2017 г.
В адрес АО "ИСК "Союз-Сети" Управлением направлена претензия по исполнению обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре от 31 июля 2017 г. N 78-6201/17-01-16 с сопроводительным письмом от 02 августа 2017 г. N 78-6285/17-01-16.
Данное письмо вместе с претензией от 31 июля 2017 г. N 78-6201/17-01-16 и актом внеплановой документарной проверки от 19 июля 2017 г. АО "ИСК "Союз-Сети" получило 09 августа 2017 г., что подтверждается распечаткой отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35001407032850 с официального сайта Почты России и уведомлением о вручении почтового отправления N 35001407032850.
Однако до настоящего времени ответ на претензию Управлением не получен.
Постановлением Лазаревского районного суда г. Сочи от 10 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении N 5-509/2017 АО "ИСК "Союз-Сети" привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило непринятие АО "ИСК "Союз-Сети" мер по организации проведения спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена "Виноградное 1".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация Краснодарского края (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "ИСК "Союз - Сети" о понуждении к проведению спасательных археологических полевых работ на объекте культурного наследия - дольмена "Виноградное 1" и предоставления отчета о результатах проведения работ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе АО "ИСК "Союз-Сети" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Краснодарского края просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От АО "ИСК "Союз-Сети" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, отнесены к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением и при соблюдении предусмотренных законом ограничений.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу статьи 5.1 Закона 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия:
- на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно чести 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Из статьи 49 Закона N 73-ФЗ следует, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Под сохранением объекта археологического наследия в силу статьи 40 Закон N 73-ФЗ понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 названного закона, с полным или частичным изъятием находок из раскопов с целью передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Спасательные археологические полевые работы - это проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний (статья 45.1 Закона N 73-ФЗ).
Статьей 61 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что за нарушение указанных выше требований закона должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 08 декабря 2016 г. N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края", Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Исходя из подпункта 38 пункта 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится подача исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного объектам культурного наследия.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчиком не были приняты меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Отклоняя доводы ответчика относительно того, что настоящий иск следовало оставить без рассмотрения, поскольку он подлежит рассмотрению в деле о банкротстве, суды правомерно указали, что исходя из законодательства о банкротстве неденежные требования к несостоятельному должнику, находящемуся в процедуре внешнего управления, подлежат рассмотрению в общем порядке.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 г. по делу N А40-36313/18-12-238 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ИСК "Союз-Сети" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф05-23195/18 по делу N А40-36313/2018