г. Москва |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А40-71853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Стрельникова А.И., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца - ООО "УК Август ЖКХ": не явка
от ответчика - ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России: Горохова Е.В. по дов. N 120 от 25.12.2018
от ответчика - Минобороны России: Горохова Е.В. по дов. N 207/5Д/79 от 06.12.2018,
рассмотрев 20 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Минобороны России
на решение от 07.08.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 29.10.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями А.М. Елоевым, Н.В. Юрковой, Л.А. Яремчук,
в деле по иску ООО "УК Август ЖКХ"
к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Август ЖКХ" (далее - ООО "УК Август ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России), а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации (далее - Минобороны России) задолженности в размере 1 133 297,92 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2018 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 принят отказ ООО "УК Август ЖКХ" от исковых требований в части взыскания 181 019,83 руб., решение суда в указанной части отменено, производство по делу прекращено. Суд апелляционной инстанции взыскал с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности у него денежных средств - с Минобороны России в пользу ООО "УК Август ЖКХ" задолженность в размере 952 278,09 руб.
Не согласившись с решением и постановлением судов, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчиков поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчиков, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "УК Август ЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Белобородова, д. 2В, на основании решения единого собственника (Минобороны России), оформленного протоколом от 22.06.2015 N 2.
Согласно выпискам из ЕГРН, помещения N N 4, 8, 9, 10, 12, 14, 17, 26, 27, 30, 31, 32, 37, 38, 40, 44, 46, 48, 52, 65, 84 в указанном многоквартирном доме переданы на баланс ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления.
Плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества исчислялась ООО "УК Август ЖКХ" исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления, плата за коммунальные услуги (электроэнергию, отопление, холодную и горячую воду) - по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. Акты, счета, счета-фактуры от ресурсоснабжающих организаций истец представил в дело.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, получив в оперативное управление спорные квартиры, обязано в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации оплачивать плату за помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
В силу положений статей 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, на управляющую организацию возложена обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с правом требования от собственников помещений в многоквартирном доме исполнения своих обязанностей по участию в общих расходах, возмещению обязательных платежей и взносов, в том числе, в судебном порядке.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, являясь федеральным государственным казенным учреждением, в соответствии со статьями 123.21 и 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает правом оперативного управления на имущество, закрепленное собственником за ним.
Взыскивая задолженность по оплате за содержание жилых помещений и коммунальных услуг за спорный период, суды с учетом положений статей 309, 310, 210, 249, 290, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 155, 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу, что ответчиками обязанность по внесению платы за содержание жилых помещений и коммунальные услуги в вышеуказанном жилом доме надлежащим образом не исполнена.
Сумма задолженности, подлежащей взысканию, рассчитана истцом согласно площади помещений ответчиков и соответствует утвержденным тарифам, при этом ответчики доказательств надлежащего исполнения обязательств полностью или в части не представили.
На основании статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, судами установлены законные основания для взыскания спорных денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в субсидиарном порядке при их недостаточности у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Отсутствие между истцом и ответчиками договорных отношений не влияет на характер фактических правоотношений сторон и не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим обязанность ответчиков оплатить оказанные истцом услуги в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А40-71853/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.