г. Москва |
|
28 февраля 2019 г. |
Дело N А40-133938/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 28.02.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Нечаева С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ТК "ЭЛИТ" - Базарова Е.Ю.- доверен. от 10.01.18г.
от МИФНС N 46 по г. Москве - Тихомиров Д.О.- доверен. от 31.10.2018 г.
от Горячевой Ю.Н. - не явился, извещен
от Самсоновой Л.Ф. - не явился, извещен
от Барышевой Л.Н. - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы ООО "ТК "ЭЛИТ" и Горячевой Ю.Н., Самсоновой Л.Ф., Барышевой Л.Н.
на решение от 31 августа 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Н.В. Дейна,
на постановление от 08 ноября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-133938/18 по заявлению ООО "ТК "ЭЛИТ" (ОГРН 1047796263558)
к ответчику: МИФНС N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550),
третьи лица: Горячева Ю.Н., Самсонова Л.Ф., Барышева Л.Н.
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТК "ЭЛИТ" обратилось с заявлением к МИФНС N 46 по г. Москве об оспаривании решения от 14.05.18 N 24761А и обязании заинтересованного лица устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2018 по делу N А40-133938/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество и третьи лица обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа, в которых просят решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А40-133938/18 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "ТК "ЭЛИТ" требований.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявители ссылаются на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что решение о замене генерального директора общества не принималось, в связи с чем не имеет юридической силы, возможность обжалования протокола, на основании которого была внесена запись у общества отсутствует, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель - общество поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А40-133938/18 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "ТК "ЭЛИТ" требований.
Инспекция доводы кассационной жалобы отклонила, просила судебные акты оставить в силе.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением регистрирующего органа от 14.05.2018 N 247619А в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ТК "ЭЛИТ" была внесена запись за ГРН N 9187747613209.
Полагая принятое решение МИФНС РФ N 46 незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 предусмотрено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
При этом, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Судами установлено, что общество оспаривает решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 9187747613209 от 14.05.2018 содержащая сведения о Коган М.Б. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "Торговая компания "ЭЛИТ".
При этом, судами установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об ООО "Торговая компания "ЭЛИТ", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, были представлены все необходимые документы.
Суды указали, что доводы об отсутствии волеизъявления учредителя, сами по себе, в отсутствие иных доказательств, с достоверностью не свидетельствуют о действительном отсутствии волеизъявления общего собрания. При этом, регистрирующий орган в силу закона не наделен полномочиями по оценке представленных на регистрацию документов на предмет их действительности и достоверности, а решение регистрирующего органа о совершении регистрационных действий, связанных с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, не может быть оспорено без оспаривания правоустанавливающих документов, послуживших основанием для принятия такого решения.
Доказательства того, что решение, на основании которого регистрирующим органом была внесена запись в ЕГРЮЛ, было признано незаконным в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись (п. 3 ст. 5 Закон N 129-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций суда кассационной инстанции учитывает, что общество решение, на основании которого была внесена запись в ЕГРЮЛ, не обжаловало. Указанное решение не было признано поддельным документом.
Доводы заявителей кассационных жалоб, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2018 года по делу N А40-133938/18 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.