г. Москва |
|
5 марта 2019 г. |
Дело N А40-89377/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.03.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Лигидов А.К. по доверен. от 06.03.2018,
от заинтересованного лица - Мустаева В.Я. по доверен. от 25.07.2016,
рассмотрев 26 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР, Кабардино-Балкарской Республики в лице государственного комитета КБР по транспорту и связи
на решение от 24 июля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление от 30 октября 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР, Кабардино-Балкарской Республики в лице государственного комитета КБР по транспорту и связи
к Минфину России
третье лицо: Казначейство России
о признании незаконным приказа
УСТАНОВИЛ: Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов КБР, Кабардино-Балкарская Республика в лице государственного комитета КБР по транспорту и связи (далее заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее заинтересованное лицо) от 20.09.2017 N 855, извещения от 26.03.2018 N 19-08-06/18717.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Казначейство России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кабардино-Балкарской Республикой в лице Министерства финансов КБР, Кабардино-Балкарской Республикой в лице государственного комитета КБР по транспорту и связи подана кассационная жалоба, согласно которой заявители просят решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что Минфин России издал оспариваемый приказ на 29 день после получения от Федерального казначейства уведомления. Минфин России на основании оспариваемого приказа направил в Федеральное казначейство извещение о принятии решения о бесспорном взыскании от 26.03.2018 о применении бюджетной меры принуждения, то есть фактически применил бюджетную меру принуждения на 216 день после направления Федеральным казначейством уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 22.08.2017 и 187 день после издания оспариваемого приказа. Считает, что вышеназванные акты не имеют юридических оснований, так как бюджетная мера принуждения применена спустя 190 дней после издания приказа в нарушение сроков, предусмотренных п. 6 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который установлен в 30 календарных дней.
Представитель Министерства финансов КБР в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Государственного комитета КБР по транспорту и связи, Казначейство России в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике проведена выездная внеплановая проверка в Государственном комитете КБР по транспорту и связи на предмет правомерности использования средств субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности за 2015 год".
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 21.07.2017.
По результатам контрольного мероприятия Федеральное казначейство направило в Министерство финансов Российской Федерации уведомление от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1651 о применении бюджетных мер принуждения к Правительству Кабардино-Балкарской Республики (Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи).
Министерством финансов Российской Федерации 20.09.2017 издан приказ N 855 о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики и поручении Федеральному казначейству исполнения бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Кабардино-Балкарской Республики (Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи) путем взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики, в сумме 114 400 000 рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 22.08.2017, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.
Минфин России направил в Федеральное казначейство на основании приказа от 20.09.2017 N 855 извещение N 19-08-06/18717 от 26.03.2018 о принятии решения о бесспорном взыскании из бюджета Кабардино-Балкарской Республики и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 114 400 000 рублей.
Заявитель, полагая, что приказ Минфина России от 20.09.2017 N 855, извещение от 26.03.2018 N 19-08-06/18717 не соответствуют закону, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьями 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Судами установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила N 1027), Соглашением между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении субсидий в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 27.07.2015 N 15412.1615173.20.01 в 2015 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации из федерального бюджета бюджету КабардиноБалкарской Республики на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предоставлена субсидия в размере 182 488 392 рубля 44 коп.
Согласно пункту 17 Правил N 1027 и 6.3 Соглашения N 15412.1615173.20.10, в случае если по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные Правилами N 1027 и настоящим соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды установили обстоятельство неисполнения обязательства по закупке в установленный 250-дневный срок со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики 88 автобусов ПАЗ-320302-11, признали, что размер субсидии, подлежащий возврату в федеральный бюджет в связи с неисполнением данного обязательства составил 114 400 000 руб.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что Федеральное казначейство правомерно направило в Министерство финансов Российской Федерации уведомление от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1651 о применении бюджетных мер принуждения к Правительству Кабардино-Балкарской Республики (Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи), а Министерство финансов Российской Федерации правомерно издало 20.09.2017 приказ N 855 о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики и поручении Федеральному казначейству исполнения бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Кабардино-Балкарской Республики (Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи) путем взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджетабюджету Кабардино-Балкарской Республики за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики, в сумме 114 400 000 рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 22.08.2017.
С учетом изложенного вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.09.2017 N 855, извещения от 26.03.2018 N 19-08-06/18717 соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2018 года по делу N А40-89377/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.