г. Москва |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А41-52049/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Администрации Серпуховского муниципального района Московской области-Адмцевич М.Л. по дов. от17.01.2019 N 2/401,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области-Тридчикова О.В. по дов. от 25.12.2018 N 431-Д,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2018, принятое судьей Борсовой Ж.П., и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018, принятое судьями Пивоваровой Л.В., Боровиковой С.В., Коноваловым С.А.,
по заявлению Администрации Серпуховского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании уведомления Управления Росреестра от 28.04.2018 N 50/032/011/2018-318, N 50-0-1-298/3001/2018-299 об отказе в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости, а именно: канализационной сети протяженностью 1244 м, расположенной по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, п. Авангард, незаконным;
- о признании решения Управления Росреестра от 17.05.2018 N МО18/РКФ-242203 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, а именно: канализационной сети протяженностью 1244 м., расположенной по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, п. Авангард, незаконным;
- об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, а именно: канализационной сети протяженностью 1244 м, расположенной по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, п. Авангард.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям; представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал, настаивал на законности судебных актов.
До рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании от Администрации поступили письменные пояснения на кассационную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела. Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм права при рассмотрении дела, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости: канализационной сети протяженностью 1244 м, расположенной по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, п. Авангард, и государственной регистрации права муниципальной собственности на него.
Администрация в качестве правоустанавливающего документа представила постановление главы Администрации Серпуховского района Московской области от 02.10.1995 N 1063 (с учетом изменений от 11.09.2017 N 2197), которым на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" утвержден перечень объектов жилищного фонда, социально-культурного назначения, инженерной инфраструктуры, транспортных средств, передаваемых в муниципальную собственность Серпуховского района от АООТ "Авангард" согласно приложению.
Судом установлено, что в вышеуказанный перечень объектов входит спорная канализационная сеть, которая передана заявителю по акту приемки-передачи в 1995 году.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Серпуховского муниципального района от 07.09.2017 N 203-417 канализационная сеть внесена в реестр муниципальной собственности.
Судом установлено на основании имеющихся в материалах дела документах, что строительство указанного объекта завершено 1972 году, что подтверждается техническим планом сооружения.
Уведомлением от 29.01.2018 N 50/032/011/2018-318, 50-0-1-298/30012018-299 Управлением Росреестра государственная регистрация и государственный кадастровый учет приостановлены с указанием на то, что Администрацией не представлены правоустанавливающие документы на объект.
16.04.2018 Администрация, не согласившись с принятым решением Управления Росреестра, обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Решением от 17.05.2018 N МО18/РКФ-242203 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении указанного объекта недвижимости.
Уведомлением от 28.04.2018 N 50/032/011/2018-318, 50-0-1-298/3001/2018-299 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете в отношении указанного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 7 статьи 1 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1, 4 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Между тем, Управлением Росреестра отказано в осуществлении государственной регистрации на основании не представления правоустанавливающих документов на спорный объект.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
Таким образом, правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, является постановление главы Администрации Серпуховского района Московской области от 02.10.1995 N 1063 (с учетом изменений от 11.09.2017 N 2197), которым на основании приведенных нормативных актов утвержден перечень объектов жилищного фонда, социально-культурного назначения, инженерной инфраструктуры, транспортных средств, передаваемых в муниципальную собственность Серпуховского района.
Также заявителем был предоставлен технический план, в котором указаны характеристики объекта недвижимости, из чего следует, что на указанный объект распространяются положения постановления N 3020-1, право муниципальной собственности является возникшим до введения в действие ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принимая во внимания обстоятельства настоящего дела, Администрацией представлен надлежащий правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы заинтересованного лица об обратном направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А41-52049/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.