г. Москва |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А41-62054/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Красновой С.В., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Группа Компаний "СУ 22" - Левитов С.Ю.- доверен. от 22.02.19г.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 04 октября 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Ж.П. Борсовой,
на постановление от 18 декабря 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-62054/18 по заявлению ООО "Группа Компаний "СУ 22"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "СУ 22" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.05.2018 N 50/001/010/2018-679 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: напорный коллектор, протяженностью 340 м, расположенный по адресу: Московская область, п.г.т. Свердловский, МКЖД "Лукино-Варино"; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22" на объект недвижимого имущества: напорный коллектор, протяженностью 340 м, расположенный по адресу: Московская область, п.г.т. Свердловский, МКЖД "Лукино-Варино".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2018 по делу N А41-62054/18 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2018 по делу N А41-62054/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А41-62054/18, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований у Управлению в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что договор аренды земельного участка, представленный обществом, расторгнут с 08.02.2014, таким образом заявителем не было представлено прав на земельный участок на момент ввода объекта в эксплуатацию, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения общество доводы кассационной жалобы отклонило, представило отзыв.
Управление, надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства не явилось. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СУ 22" обратилось в Управление Росреестра Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - напорный коллектор, протяженностью 340 м, расположенный по адресу: Московская область, п.г.т. Свердловский, МКЖД "Лукино-Варино".
06.02.2018 регистрирующим органом государственная регистрация права собственности на сооружение была приостановлен.
07.05.2018 Управлением принято решение N 50/001/010/2018-679 об отказе в государственной регистрации права в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0000000:109457 и 50:14:0040409:167, на которых расположено сооружение.
Полагая указанное решение незаконным и не обоснованным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Частями 3, 4, 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В силу пункта 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При этом, частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта, не требуется.
Пунктом 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В силу статьи 135 ГК РФ к объектам вспомогательного характера, относятся объекты, предназначенные для обслуживания другой, главной, вещи и связанные с ней общим назначением. В то же время инженерные коммуникации (сети канализации) могут быть использованы, при подключении к ним посторонних объектов, не только для обслуживания главной вещи, в данном случае домов, но и других объектов, в связи с чем являются самостоятельным объектом недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом, в указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
Судами установлено и следует из материалов дела, что спорный объект (напорный коллектор) представляет собой канализационную сеть от КОС (комплекс очистных сооружений) до КНС-2, построенную заявителем согласно разрешению на строительство от 08.04.2016 г. N RU50-36-4627-2016, выданному Министерством строительного комплекса Московской области. К указанным объектам подключены построенные ООО "СЗ "ГК СУ-22" многоквартирные жилые дома в пос. Свердловский Щелковского муниципального района Московской области.
При этом, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.11.2014 N RU50510104-210, выданного Администрацией городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области, 27.05.2014 зарегистрировано право собственности ООО "СЗ "ГК СУ-22" на КОС.
Также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.09.2017 N RU50-68-9181-2017, выданного Министерством строительного комплекса Московской области, 29.05.2018 зарегистрировано право собственности ООО "СЗ "ГК СУ-22" на КНС-2.
Суды установили, что спорный линейный объект недвижимости - канализация, задействован в едином технологическом процессе, функционально и технологически обеспечивающим обслуживание вновь построенных домов.
При этом, суды также установили, что сооружение (канализация) является линейным объектом недвижимости и представляет собой подземные сети канализации, состоящие из одного контура, основной характеристикой которого является его протяженность, составляющая 340 м. Линейный подземный объект недвижимости - канализация, расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0030503:1517, 50:14:0040409:167, 50:14:0000000:109457. Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030503:1517 находился на период строительства у ООО "СЗ "ГК СУ-22" в собственности, а земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040409:167 - в аренде на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 06.11.2014 г. N 03-929/14.
Согласно представленному на регистрацию разрешению на размещение объекта N 57 от 12.03.2018, выданному Администрацией Щелковского муниципального района, обществу разрешено размещение напорного коллектора на указанных земельных участках.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:109457 находится в аренде у общества на осн6овании договора аренды земельного участка от 23.10.2013, заключенного с Администрацией Щелковского муниципального района.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 года по делу N А41-62054/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.