г. Москва |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А41-42145/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 13.03.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился;
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Рогова Сергея Николаевича - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил,
рассмотрев 05.03.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 02.10.2018
Арбитражный суд Московской области,
принятое судьей Семеновой А. Б.,
на постановление от 03.12.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-42145/2018
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Рогов Сергей Николаевич,
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее также - администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041126:780, площадью 902 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, село Успенское, д. 62а, обремененный договором аренды от 24.11.1998 N 8.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Рогов Сергей Николаевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.10.2018 по делу N А41-42145/2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по тому же делу, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, Рогов С. Н. также не явился, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами, на основании постановления Главы администрации Успенского сельского округа Одинцовского района Московской области от 24.11.1998 N 409, Администрацией Успенского сельского округа и Роговым С. Н. 24.11.1998 заключен договор аренды земельного участка N 8, по условиям которого Рогову С.Н. во владение и пользование предоставлен земельный участок площадью 902 кв. м., расположенный в с. Успенское в районе д. 62 уч. N 62а, для строительства торгового центра. Государственная регистрация договора аренды произведена 24.03.1999.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041126:780 площадью 902 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, село Успенское, д. 62а, является Российская Федерация.
Спорный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования "для строительства торгового центра".
Данное обстоятельство также подтверждается актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:20:00401126:780 от 04.07.2018, в котором зафиксировано, что он частично огорожен, облагорожен. На территории участка расположено здание магазина общей площадью 106,9 кв. м., принадлежащее Рогову С.Н. на праве собственности.
На земельном участке недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, собственностью субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственностью, отсутствует. При проведении осмотра осуществлялось фотографирование объекта осмотра, фотоматериалы приложены к акту осмотра.
Иных объектов, помимо упомянутого магазина, на этом земельном участке не обнаружено.
Поскольку зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:00401126:780 препятствует возможности администрации и комитету распоряжаться им, администрация и комитет, ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано ошибочно, в нарушение действующего законодательства, обратились с иском к управлению, в котором просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Признавая заявление подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения данного земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Одинцовский муниципальный район" Московской области на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы управления о нарушении судами норм права отклоняются как основанные на неверном толковании этих норм.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А41-42145/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.