г. Москва |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А41-26805/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А, Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий" - Курбан П.Н., представитель по доверенности от 1 января 2019 года;
от заинтересованного лица: Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Ивановская Т.Б., представитель по доверенности от 9 января 2019 года;
рассмотрев в судебном заседании 19 марта 2019 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий"
на решение от 29 июня 2018 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление от 27 ноября 2018 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-26805/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
третье лицо: МУП "РСП"
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий" (далее - заявитель, ООО "ДЭЗ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) о признании незаконным и отмене решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома N 8 по Оптическому переулку, г. Красногорск Московской области, обязании исключить из реестра лицензий сведения об управлении многоквартирным домом N 8 по Оптическому переулку, г. Красногорск Московской области управляющей компанией МУП "РСП", обязании включить ООО "ДЭЗ" в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2018 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ООО "ДЭЗ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
До рассмотрения кассационной жалобы определением Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2019 года в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Кузнецова В.В. на судью Ананьину Е.А.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Госжилинспекции Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "ДЭЗ" осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: Московская обл., г. Красногорск, Оптический пер., д. 8 (далее - многоквартирный дом N 8), на основании протокола от 15 января 2007 года и договора управления МКД от 01 июня 2007 года.
По результатам собрания, проведенного 04 декабря 2017 года собственниками помещений многоквартирного дома N 8 в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1, принято решение о выборе в качестве управляющей компании МУП "РСП".
Госжилинспекцией Московской области по результатам рассмотрения заявления МУП "РСП" от 30 марта 2018 года N 08Вх/04-6475 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с выбором лицензиата управляющей организацией по результатам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Красногорск, Оптический пер., д. 8, принято решение от 03 апреля 2018 года N 6289 о внесении соответствующих сведений в реестр лицензий Московской области.
Поскольку, по мнению заявителя, Госжилинспекция Московской области незаконно исключила сведения об управлении спорным домом ООО "ДЭЗ" из реестра лицензий и незаконно включила в данный реестр сведения об управлении спорным домом МУП "РСП", заявитель обратился арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что действия Госжилинспекции Московской области о внесении изменений в реестр лицензий Московской области на основании решения собрания жильцов дома N 8 соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку по результатам проверки представленных МУП "РСП" документов оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления инспекцией не было выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В связи с наличием решения жильцов, МУП "РСП" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с выбором лицензиата управляющей организацией.
По результатам рассмотрения представленных документов Госжилинспекцией Московской области установлено, что МУП "РСП" соблюдены требования, установленные Порядком, в связи с чем Госжилинспекцией Московской области принято оспариваемое решение о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с выбором МУП "РСП" управляющей организацией по результатам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы заявителя о наличии судебного спора в отношении вопроса управления спорным домом, отклонены судами, поскольку ни заявителем, ни заинтересованным лицом в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии судебного спора в отношении указанного дома, в том числе, сведения о наличии данного спора на дату вынесении решения о включении МУП "РСП" в реестр лицензий.
Кроме того, на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения, Верховный Суд РФ решением от 29 сентября 2017 года N АКПИ17-704 признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "а" пункта 9 Порядка N 938/пр в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом "г" пункта 5 данного Порядка.
Таким образом, суды пришли к выводу, что Госжилинспекция Московской области действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком процедуры внесения изменений в Реестр лицензий Московской области, в связи с чем основания для признания незаконными действий Госжилинспекции Московской области по исключению из лицензионного реестра многоквартирных домов сведений об управлении ООО "ДЭЗ" спорным многоквартирным домом и включении в реестр соответствующих сведений в отношении МУП "РСП" отсутствовали.
Требования ООО "ДЭЗ" об обязании административного органа исключить из реестра лицензий сведения об управлении многоквартирным домом N 8 управляющей компанией МУП "РСП" и включить сведения об ООО "ДЭЗ", также отклонены судами обоснованно ввиду отсутствия незаконности действий Госжилинспекции Московской области на момент их совершения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2018 года по делу N А41-26805/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.