город Москва |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А41-34466/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) заместителя прокурора Московской области: Долотовой О.В. (сл. уд.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Академстрой": Макаренко Я.А. (дов. от 21.09.2018 г.);
от третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Новицкой Н.А. (дов. N 138-д от 24.10.2018 г.);
от третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Афанасьевой Ю.Н. (дов. N 2 от 29.12.2018 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации г.о.Балашиха Московской области: Татариновой О.И. (дов. N Д-18/9 от 09.01.2019 г.);
рассмотрев 19 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Академстрой"
на решение Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2018 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г.,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-34466/18
по заявлению заместителя прокурора Московской области (107996, г. Москва, Малый Кисельный переулок, д. 16)
к обществу с ограниченной ответственностью "Академстрой" (ОГРН 1057747906798; 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 16)
об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров"; Управление Росреестра по Московской области; Администрация городского округа Балашиха Московской области,
УСТАНОВИЛ: Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области была проведена проверка по факту нарушения законодательства при распоряжении земельным участком, в ходе которой установлено, что на основании постановления администрации городского округа Балашиха от 24 июня 2010 г. N 479/5-ПА между администрацией городского округа Балашиха и обществом с ограниченной ответственностью "Академстрой" (далее - ООО "Академстрой", общество, ответчик) заключен договор аренды от 27 декабря 2010 г. N 119-П земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040101:471, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, кв. Абрамцево, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для строительства и размещения торгово-складского комплекса".
Согласно выписке из ЕГРН на указанный земельный участок установлены ограничения, в т.ч. земельный участок полностью входит в зону особо охраняемую природную территорию федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Указывая на то, что Администрация г.о. Балашиха не обладала полномочиями по распоряжению данным участком, поскольку он входит в границы Национального парка "Лосиный остров", заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Академстрой" об истребовании из владения ответчика в пользу ФГБУ национальный парк "Лосиный остров" земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040101:471 и обязании ответчика снести самовольные постройки, возведенные на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040101:471.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Росреестра по Московской области, Администрация городского округа Балашиха Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Академстрой" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Минприроды России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Академстрой" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Прокуратуры Московской области, Минприроды России, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Администрация городского округа Балашиха против ее удовлетворения возражали.
Представители Управления Росреестра по Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Исходя из положений статьи 16 Закона об особо охраняемых природных территориях управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 17 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
Национальный парк "Лосиный остров" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 г. N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров". Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 г. N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров". Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 г. N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постанолвением Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 г. N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы сохранены.
Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
Земельные участки предоставлены национальному парку "Лосиный остров" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами.
Постановлением главы администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 г. N 163, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 г. N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, га том числе: - Акуловский гидроузел - 122,5 га; - АОЗТ "1-е Мая"-91,3 га; - Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; - земли бывшего п/л "Орбита" - 4,5 га; - земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; - п/л завода "Рубин" - 5,3 га; - о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; - земли Министерства обороны - 70,9 га.
На основании данного постановления Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передан земельный участок общей площадью 4521,4 га.
На земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24 апреля 2003 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за номером 50-01/00-02/2003-237.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2003 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что в соответствии с действующими материалами лесоустройства национального парка от 1997 года спорный земельный участок расположен в границах стороннего землепользователя.
Вывод судов основан на заключении кадастрового инженера Немтырева В.Н., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040101:471 расположен в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров" на землях стороннего землепользования.
При этом по договору спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства и размещения торгово-складского комплекса.
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок не отказывалось.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что администрация городского округа Балашиха не имела права распоряжаться земельным участком, входящим в границы Национального парка "Лосиный остров", а спорный земельный участок на основании статьи 27 Земельного кодекса является изъятым из гражданского оборота.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Установив, что на земельном участке располагаются два металлических ангара, суды пришли к выводу о необходимости освобождения земельного участка путем их сноса.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Академстрой" указывает. Что с целью установления факта вхождения (невхождения) спорного земельного участка в границы национального парка "Лосиный остров" суду первой инстанции следовало назначить судебную землеустроительную экспертизу.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку в суде первой инстанции ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы не было заявлено.
Ссылки на судебные акты также не могут быть приняты во внимание, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах, по делам с различным предметом доказывания.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г. по делу N А41-34466/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Академстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.