г. Москва |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А40-143199/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Завирюха Л.В., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Энергосбыт Плюс" Эсеинов Р.Р., доверенность от 25.12.2017,
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Зверев А.Д., доверенность от 20.12.2018, Юськаев И.Н., доверенность от 20.12.2018, Федосеев И.Н., доверенность от 20.12.2018,
рассмотрев 25 марта 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Энергосбыт Плюс"
на решение от 15 октября 2018 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Цыдыповой А.В.,
на постановление от 13 декабря 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Садиковой Д.Н., Левченко Н.И., Захаровой Т.В.,
по иску открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 905 257 руб. 96 коп.
Решением от 15 октября 2018 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 13 декабря 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 15 октября 2018 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 13 декабря 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между сторонами по делу сложились фактические отношения по поставке электрической энергии в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства ответчика, условно именуемые - договор Ц0049 купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях.
В соответствии с постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 г. по делу N А71-8009/2016, а также на основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок от 11.03.2012 г. между филиалом "Войсковая часть 35776" Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 70855" и производственного отделения "Чайковские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго" по ВЛ-110кВ "Дубровая-Камбарка" и ВЛ-НОкВ "Березовка-Камбарка" N К9-12/МС и актами разграничения балансовой принадлежности сетей от 20.04.2012 г., между филиалом "Войсковая часть 35776" Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 70855" и ОАО "РЖД" Ижевская дистанция электроснабжения Ижевского отделения "ГЖД" по ВЛ-110кВ Камбарка-Закамская 1 и 2 цепь N 12-2-1-3-23/06 у ответчика существует обязанность оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства в соответствии с действующим законодательством.
Истец, осуществляющий электроснабжение конечных потребителей, вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданной в электросети сторонних организаций. При этом, лишь владелец электрических сетей может включить в тариф на услугу по передаче электрической энергии стоимость технологических потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях (пункты 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2). Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации, в силу вышеизложенного, не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях, данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства законом.
В рамках исполнения Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 N 305, (далее по тексту "Программа N 305") на территории Удмуртской Республики, в г. Камбарка, построен завод по уничтожению химического оружия (в 2006 году введены в эксплуатацию первый и второй пусковые комплексы, в 2007 году - третий пусковой комплекс, в 2009 году - четвертый пусковой комплекс).
В целях обеспечения функционирования завода Программой N 305 предусматривалось строительство внешних инженерных сетей, в том числе сетей электроснабжения, протяженностью 85,94 км, с суммарной электрической нагрузкой 18,45 МВт, в состав которых входили объекты электросетевого хозяйства: участки электрической сети - воздушные линии 110, 35 и ЮкВ и трансформаторная подстанция 110/35/10кВ "Камбарка".
Собственником указанных объектов электросетевого хозяйства с октября 2012 года по настоящее время выступает Российская Федерация, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Данное обстоятельство являлось предметом исследования и установлено в рамках дела N А71-8009/2016.
Согласно приложению N 8 к Программе N 305 внешние инженерные сети входят в число объектов основного производства и обеспечивают бесперебойную работу объектов по уничтожению химического оружия. Согласно разделу V Программы N 305 государственным заказчиком Программы N 305 является ответчик. Финансирование Программы N 305 осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет международной финансовой и технической помощи путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ.
Текущее управление реализацией Программы N 305 и обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на выполнение Программы N 305, осуществляет государственный заказчик - МИНПРОМТОРГ РОССИИ (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339, дата гос рег 06.05.2004, 109074, ГОРОД МОСКВА, ПРОЕЗД КИТАЙГОРОДСКИЙ, 7).
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2014 г. N 1799-р "Об определении федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)" единственным исполнителем осуществляемой ответчиком закупки работ по Программе N 305 определено ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)".
В целях реализации Программы N 305, между ответчиком заключен государственный контракт N 160209.16Ч0099998ю15ю009 на выполнение работ для государственных нужд "Ликвидация последствий деятельности объекта по хранению и объекта по уничтожению химического оружия "Камбарка" г. Камбарка Удмуртская Республика.
В соответствии с п. 7.1 Договора при выявлении потребности в товарах, работах, услугах, технологически и функционально связанных с работами, выполнение которых предусмотрено контрактом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации исполнитель имеет право привлекать для поставки таких товаров, выполнения таких работ и оказания таких услуг сторонние организации с обязательным уведомлением государственного заказчика. В целях выполнения государственного контракта, между ОАО "Энергосбыт Плюс" и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" заключен договор энергоснабжения от 11.01.2016 N К0017/2016. Соглашением от 15.04.2016 договор расторгнут.
Пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (далее по тексту "Положение о Минпромторге России") предусматривает, что министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, и целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительно промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов.
Согласно пункта 5.4 Положения о Минпромторге России ответчик осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Положения о Минпромторге России министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2001 N 87 утверждено положение "О Федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", согласно которому Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации является государственным учреждением, участвующим в обеспечении выполнения работ в области химического разоружения.
Руководство деятельностью Федерального управления по выполнению работ в области химического разоружения осуществляет ответчик.
Финансирование содержания Федерального управления осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, подписанный со стороны подведомственной ответчику организации - Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)", как владельца объектов электросетевого хозяйства.
Указанный акт в силу пункта 2 Правил N 861 является документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности, то есть линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Так как функция по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям возложена законодательством на сетевую организацию, своими действиями по подписанию акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)" подтвердило статус ответчика как сетевой организации, на которую возложена обязанность по возмещению стоимости фактических потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства.
Поскольку объекты электросетевого хозяйства участки электрической сети - воздушные линии 110, 35 и 10кВ и трансформаторная подстанция 110/35/10кВ "Камбарк"", находятся в государственной собственности Российской Федерации и были построены в целях обеспечения бесперебойной работы завода по уничтожению химического оружия, а государственным заказчиком Программы N 305, в рамках которой был построен завод, является ответчик, то обязанность по возмещению истцу стоимости фактических потерь электрической энергии, возникающих в таких объектах электросетевого хозяйства, лежит на Российской Федерации в лице ответчика.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между бъемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
За период марта - апреля, августа - сентября, ноября - декабря 2016 и января 2017 в электросетевом хозяйстве ответчика возникли потери электрической энергии, объем которых был определен в соответствии с пунктом 50 Правил N 861 как разница между объемом электрической энергии, поставленной в сеть ответчика, и объемом электрической энергии, отпущенной потребителям, непосредственно присоединенным к сетям ответчика.
Поскольку ответчик не произвел оплату образовавшейся задолженности в указанном размере, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что Приказом Минэнерго Удмуртской Республики от 01.10.2014 N 05-71 истцу присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Удмуртской Республики в административных границах Удмуртской Республики за исключением зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт".
В соответствии с пунктом 2 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевой организацией являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц (пункт 2 статьи 26, пункт 3 статьи 32 Закона N 35-ФЗ, пункт 8 Правила N 861).
В силу п. 4 ст. 26, п. 3 ст. 32 Закона N 35-ФЗ сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, в установленном правилами оптового и (или) розничного рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Порядок оплаты потерь в спорный период регулировался Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и Правилами N 861.
В соответствии с п. 128 Основных положений N 442 - фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, а не абонентом.
Пунктом 130 Основных положений N 442 установлено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Порядок определения фактических потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь определяется в Правилах N 861, в соответствии с п. 51 которых, сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Обязанность по компенсации, фактических потерь электроэнергии в принадлежащих сетях, возникающих при оказании услуг по передаче электрической энергии, прямо предусмотрена названными нормами и возникает у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
За счет средств федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (ФЦП) построено и обслуживается на двух двухцепных линиях электропередач отрезки протяженностью по 8 км: отпайки от линии электропередач от ВЛ Закамская-Дубовая и линии электропередач ВЛ Закамская-Березовка, т.е. так называемые заходы на ПС Камбарка.
Потери электрической энергии при ее передаче возникают во всех энергетических объектах, расположенных между приборами учета, показания которых послужили основанием расчета истцом потерь электроэнергии.
На блок-схеме электроснабжения ПС Камбарка представлены воздушные линии передачи электроэнергии между вышеуказанными приборами учета (с указанием их протяженности), места установки приборов учета и местоположение границы эксплуатационной ответственности ответчика, которые указаны в п. 2 акта N 9-12/МС о разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ОАО "МРСК Урала" филиал "Пермэнерго", филиала "Удмуртэнерго" Акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" и филиала "Войсковая часть 35776" Федерального бюджетного учреждения - "Войсковая часть 70855" (далее - Акт), и определены границы балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности на месте выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на опоре N 123 первой цепи и опоре N 139 второй цепи линий электропередач.
В спорный период между сторонами по делу были договорные отношения по поставке электрической энергии, в которые истец был обязан включать потери, рассчитанные сетевой организацией из акта. Указанные договоры были закрыты в двухстороннем порядке без каких-либо задолженностей, отчетные документы подписаны обеими сторонами.
ПС Камбарка задействована, в соответствии с техническими условиями, выданными сетевой организацией ООО "Удмуртэнерго", в электроснабжении объекта по уничтожении химического оружия "Камбарка" и ряда сторонних потребителей Удмуртской Республики. Подстанция задействована в перетоках электроэнергии в соответствии с указаниями регионального системного оператора. Доля электроэнергии, потребляемой ОУХО "Камбарка" (для электроснабжения которого была построена ПС "Камбарка" в общем трафике электроэнергии, передаваемом по энергетическим объектам, построенным в рамках ФЦП, составляет порядка 30%).
Фактические потери могут состоять из технологических потерь (обусловлены конструктивными особенностями передающего оборудования и количеством проходящей через него электроэнергии) и сверхнормативных потерь.
Порядок определения технологических потерь, возникающих в энергетическом оборудовании и электрических сетях определен Приказом Минпромэнерго России (приказ от 30 декабря 2008 N 326 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям").
Сверхнормативные потери в электрических сетях образуются в результате неудовлетворительного содержания энергопередающего оборудования и несанкционированного подключения к сетям потребителей электроэнергии.
Принадлежащие ответчику электроустановки содержатся в технически исправном состоянии, несанкционированные подключения к ним отсутствуют, поэтому фактические потери электроэнергии в сетях ответчика равны потерям технологическим.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств о наличии между ним и ответчиком договорных отношений в рамках договора Ц0049 купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях, при этом, договор энергоснабжения N К0017/2016 на поставку электрической энергии от 11 января 2016 года между сторонами не заключался.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2018 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года по делу N А40-143199/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.