город Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А40-168473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Завирюха Л.В.,
судей Кочеткова А.А., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Сергиенко О.А., доверенность от 19.09.2018
от ответчика: извещен, не явился
рассмотрев 04 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГКУ "УКРиС"
на решение от 26 сентября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ведерниковым М.А.,
на постановление от 20 декабря 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Комаровым А.А., Кузнецовой Е.Е., Тетюком В.И.,
по иску ГКУ "УКРиС"
к ООО "ИНТЕРТЕХСТРОЙ-М"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы по капительному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд города к обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерТехСтрой-М" (далее - общество, ответчик) с иском о взыскании о взыскании 5 662 988 руб. 45 коп. неустойки по государственному контракту от 17.07.2017 N 14Р44/0173200001417000196.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, иск удовлетворен в части взыскания 1 006 771 руб. 67 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе учреждения. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества просил оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает основания к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.07.2017 между учреждением (государственный заказчик) и обществом (генподрядчик) заключен государственный контракт N 14Р44/0173200001417000196 на выполнение работ по благоустройству территорий на месте снесенных объектов в рамках комплексного благоустройства улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, станция метро Сокол (Ленинградский проспект), по условиям которого государственный заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя обязательства своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств, магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах, по адресам, согласно адресному перечню (приложение N 4 к контракту), включая выполнение строительно-монтажных работ на каждом объекте, сооружение и демонтаж временных зданий и сооружений, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу каждого объекта по акту государственной комиссии по приемке работ/акту приемочной комиссии по приемке работ на объекте, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Государственный заказчик принимает надлежащим образом выполненные генподрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные контрактом (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 1.18 контракта недостатки (дефекты) - любые отступления от требований, предусмотренных настоящим Контрактом, проектно-сметной документацией и строительными нормами, правилами, стандартами и действующим законодательством РФ и города Москвы. Генподрядчик в этом случае несет ответственность в объеме и порядке, предусмотренных условиями настоящего контракта и действующим законодательством, до момента полного устранения недостатков (дефектов).
Цена контракта 201 354 333 руб. 50 коп. (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 3.2 в цену контракта включена стоимость всех затрат генподрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту.
Выполнение работ финансируется за счет средств бюджета города Москвы на 2017-2018 гг. по статье финансирования "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах".
В соответствии с пунктом 5.1.4 контракта государственный заказчик обязан вести строительный контроль и надзор за выполнением работ по объекту(-ам) (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, условиями контракта, технического задания и требованиями действующего законодательства РФ (строительных норм и правил, технических условий, стандартов и пр.), допуском генподрядчиком на объект(-ы) субподрядных организаций, соответствующих требованиям контракта.
Согласно пункту 5.1.8 контракта государственный заказчик обязан в ходе ведения строительного контроля на объекте(-ах) производить записи в журнале производства работ, в котором отражаются все факты и обстоятельства, происходящие в процессе производства работ: даты начала и окончания работ; факты выявления некачественного выполнения работ по контракту, сроки и условия их устранения, и иную информацию в соответствии с РД-11-05-2007 (Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7).
Государственный заказчик вправе требовать от генподрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта, включая направление генподрядчику уведомлений о нарушении сроков по государственному контракту, предписаний по качеству работ по государственному контракту, обязательных для исполнения генподрядчиком в сроки, указанные в соответствующих документах. За неисполнение, ненадлежащее/ несвоевременное исполнение требований государственного заказчика генподрядчик несет ответственность в соответствии с условиями настоящего контракта и действующего гражданского законодательства (пункт 5.2.1 контракта).
31.07.2017 учреждение направило в адрес общества уведомление N у-18-1991/7 о вызове для составления акта фиксации нарушений на 02.08.2017 в 10.00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74, к. 1, с. 2 (ст.м. Сокол).
02.08.2017 комиссия в составе: представителя государственного заказчика, представителя генподрядчика составила акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения. В бытовом городке: не установлен пожарный щит, отсутствуют огнетушители, аптечки в бытовках, отсутствуют информационные таблички ответственных лиц за пожарную безопасность, отсутствует мусорный контейнер. В зоне производства работ отсутствует: информационные щиты, сигнальные фонари, водоналивные блоки, временные дорожные знаки, сеточное ограждение и баннеры. Количество рабочих на объекте не соответствует графику производства работ контракта (приложение N 1) работают 32 человека. Указанные нарушения зафиксированы в журнале производств работ.
Генподрядчику предложено устранить выявленные замечания до 14.08.2017.
11.08.2017 учреждение направило в адрес общества уведомление N у-18-2160/7 о вызове для составления акта устранения/не устранения нарушений на 14.08.2017 в 12.00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74, к. 1, с. 2 (ст.м. Сокол).
14.08.2017 комиссия в составе представителей государственного заказчика и генподрядчика составила акт устранения/не устранения нарушений, в котором зафиксированы следующие нарушения. Отсутствуют водоналивные блоки в районе домов 69 стр. 1, 71, 74. Не осуществляется вывоз грунта в районе дома 69 стр. 1. Временные дорожные знаки не установлены. Отсутствуют сигнальные фонари в районе дома 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту, а также мусорный контейнер. Установлены пожарный щит, огнетушитель в бытовках, аптечки, таблички ответственных лиц за пожарную безопасность. Указанные нарушения зафиксированы в журнале производств работ.
11.08.2017 учреждение направило в адрес общества уведомление N у-18-2148/7 о вызове для составления акта фиксации нарушений на 14.08.2017 в 11-00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74к1с2 (ст. м. Сокол).
14.08.2017 комиссия в составе представителей государственного заказчика и генподрядчика составила акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения. Отсутствуют сигнальные фонари в районе дома 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту; водоналивные блоки в районе дома 69 стр. 1, 71 по Ленинградскому проспекту. Водоналивные блоки не заполнены водой в районе дома 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту. Не осуществляется вывоз грунта в районе дома 75,71, 69 стр. 1 по Ленинградскому проспекту. Складирование демонтированной гранитной брусчатки на объекте в районе дома 71 по Ленинградскому проспекту. Складирование демонтированных дорожных знаков на объекте. Рабочие подрядной организации общества не обеспечены индивидуальной защитой (одежда, спецобувь). Не соответствует количество рабочих по графику производства работ государственного контракта; работают 46 человек. Указанные нарушения зафиксированы в журнале производств работ.
Генподрядчику предложено устранить выявленные замечания до 21.08.2017.
24.08.2017 учреждение направило в адрес общества уведомлениеN у-18-2305/7 о вызове для составления акта устранения/не устранения нарушений на 25.08.2017 в 11-00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74к1с2 (ст. м. Сокол).
25.08.2017 комиссия в составе представителей государственного заказчика и генподрядчика составила акт устранения/ не устранения нарушений, в котором зафиксированы следующие нарушения. Сигнальные фонари в районе дома 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту установлены. Отсутствуют водоналивные блоки в районе дома 69 стр. 1, 71 по Ленинградскому проспекту (длящееся нарушение с 02.08.2017 по 25.08.2017 и составляет 23 дня, что подтверждается актами фиксации нарушений от 02.08.2017, 14.08.2017, а также актами устранения/не устранения нарушений от 14.08.2017, 25.08.2017). Водоналивные блоки заполнены водой в районе д. 74 стр. 1 по Ленинградскому проспекту. Вывоз грунта в районе д. 75,71,69 стр. 1 по Ленинградскому проспекту осуществлен. Складирование демонтированной гранитной брусчатки на объекте в районе д. 71 по Ленинградскому проспекту (не устранены). Рабочие подрядной организации генподрядчика обеспечены индивидуальной защитой (спецодежда, спецобувь). Не соответствует количество рабочих по графику производства работ государственного контракта, работают 36 человек на объекте.
Согласно журналу производства работ нарушения были выявлены 14.08.2017, срок нарушения составил 12 дней (с 14.08.2017 по 25.08.2017).
13.11.2017 учреждение направило по электронной почте ptoNints-m.ru вызов N Nу-18-3197/7 с информацией о том, что 14.11.2017 в 12-00 по адресу: Ленинградский проспект, д. 74, к. 1, стр. 2 (ст. м. Сокол) состоится комиссия для подписания акта фиксации нарушений.
14.11.2017 комиссия в составе представителя учреждения и общества составила акт фиксации нарушения, в котором зафиксированы следующие нарушения. Некачественно выполнены работы по устройству тротуара у дома 74 стр. 1; 69 стр. 1 и дома 75 по Ленинградскому проспекту. Некачественно выполнена оклейка гидроизоляционным материалом к местам примыкания (цоколь здания) у дома 74 по Ленинградскому проспекту. Не осуществляется ежедневный вывоз строительного мусора. Распил бетонной плитки на объекте производится с нарушением норм (без установки специальных ограждений). Выявленные нарушения подтверждаются записью в журнале производства работ.
Пунктом 12.1 контракта предусмотрена ответственность сторон за нарушение условий контракта.
Учреждением начислены штрафные санкции за нарушения, предусмотренные пунктом 12.3.3 контракта, в размере 2 337 234 руб. 51 коп., пунктами 12.3.3. и 12.3.8 контракта - в размере 2 157 447 руб. 24 коп., пунктом 12.3 контракта - в размере 161 535 руб. 03 коп.
Согласно пункту 12.4.4 контракта генподрядчик при нарушении обязательств по контракту уплачивает государственному заказчику штраф в размере 1 006 771 руб. 67 коп. за каждый зафиксированный актом об обнаружении недостатков (дефектов) факт нарушения качества производства работ.
Нарушение генподрядчиком предусмотренных контрактом обязательств послужило основанием обращения учреждения в суд с настоящим иском.
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из обоснованности начисления 1 006 771 руб. 67 коп. неустойки согласно пункту 12.4.4 контракта.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд указал на то, что учреждение, начисляя неустойку на основании пункта 12.3 контракта, ссылается на ненадлежащее выполнение генподрядчиком работ, в то время как по указанному пункту контракта предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств генподрядчиком по срокам выполнения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в принятых судебных актах, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых судами доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 года по делу N А40-168473/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.