город Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А41-106692/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Ковалева Е.В., доверенность от 14.05.2018;
от ответчиков: от Мособлкомлеса: Рощина И.А., доверенность от 24.12.2018; от Рослесхоза: Афанасьева А.В., доверенность от 16.06.2018;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 04 апреля 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков - Мособлкомлеса и Рослесхоза
на решение от 13 сентября 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 05 декабря 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В.,
по делу N А41-106692/17
по иску ЗАО "Астра Лэнд"
об исправлении реестровой ошибки, исключении сведений о местоположении границ и установлении границ земельного участка
к Мособлкомлесу, Рослесхозу,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Астра Лэнд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Мособлкомлесу и Рослесхозу, в котором просило:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:98 по адресу: Московская область, Дмитровский район, Дмитровское лесничество, Деденевское участковое лесничество, часть квартала 33 (далее - участок лесного фонда), в части наложения площадью 5.568 кв.м, на земельный участок, с кадастровым номером 50:041:0040216:95, площадью 21.311 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, д. 30;
- признать реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:98 на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:95 в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0040216:98 допущенной при внесении сведений в ЕГРН о его местонахождении;
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, общей площадью 21.311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая в координатах, указанных в иске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомлес и Рослесхоз обратились с кассационными жалобами, в которых Мособлкомлес просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение, Рослесхоз просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Астра Лэнд" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, площадью 21.311 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.09.2017 N 50/004/002/2017-7871.
При этом границы земельного участка не установлены, сведения о координатах характерных точек земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
С целью проведения межевания данного земельного участка общество обратилось к кадастровому инженеру в ООО "Меридиан", которым 28.05.2017 подготовлен межевой план.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке от 11.11.2015 N МО-15/ЗВ-2278552) границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, и накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:98.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу частей 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Согласно статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно пункту 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.07.2017 N 99/2017/23776424 земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:98 относится к землям лесного фонда.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ), определено, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08.08.2008: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
Поскольку участок предоставлен предшественнику истца (ООО "Колпико") до 08.08.2008, указанные нормы Федерального закона N 280-ФЗ подлежат применению в настоящем деле.
Согласно статье 7 Федерального закона N 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 01.01.2016 и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2018 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Единой службы судебных экспертиз "МСКЭксперт" Крыловой А.П., Вахитову М.А.
Суды, исследовав представленное экспертное заключение, пришли к выводу о том, что представленное экспертное заключение не содержит какого-либо мотивированного исследования документов о формировании земельных участков и их соотношении, в связи с чем определением от 06.06.2018 по настоящему делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Союза "Дмитровская муниципальная торгово-промышленная палата" эксперту Цыплашову О.С.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Определить, соответствуют ли границы и/или площадь земельного участка кадастровый номер 50:04:0040216:95 его правоустанавливающим/ правоудостоверяющим документам?
2. Соответствуют ли фактическая площадь земельного участка по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, кадастровый номер 50:04:0040216:95 площади в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2014 50-АЕ N 750122 запись N 50-50-62/013/2014-041?
3. Соответствуют ли границы, конфигурация и размеры спорного земельного участка 50:04:0040216:95 в соответствии со схемой расположения, утвержденной постановлением Администрации Дмитровского района по Московской области от 16.07.1998 N 1206?
4. Определить, накладываются ли границы исследуемого земельного участка N 50:04:0040216:95 на границу смежного земельного участка кадастровый номер 50:04:0040216:98? Если да, указать площадь и определить характерные точки координат границ наложения. Расположены ли в границах наложения какие-либо объекты недвижимости, иные объекты?
5. При выявленных наложениях, определить, каковы причины наложения границ земельных участков, (кадастровая (реестровая) или техническая ошибка, иное).
В материалы дела представлено заключение эксперта от 11.07.2018 N 3/18, из которого следует, что согласно результатам анализа сведений ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:4:030415:0102, 50:4:030415:0111, 50:4:030414:0114, 50:04:0040216:95, 50:04:0040216:94 экспертом установлено, что земельные участки 50:04:0040216:94 и 50:04:0040216:95 образованы из земельного участка 50:4:030415:0102, ранее выделенного Администрацией Дмитровского района Московской области.
Путем логического анализа и сопоставления данных экспертом определено, что если при выделении из исходного земельного участка образуется два участка, границы и/или площадь образованных земельных участков должны соответствовать границам и/или площади исходного земельного участка.
Таким образом, из земельного участка 50:4:030415:0102, ранее выделенного Администрацией Дмитровского района Московской области, были образованы земельные участки 50:04:0040216:94 и 50:04:0040216:95, что подтверждает соответствие их местоположения и, как следствие, соответствие правоустанавливающим или правоудостоверяющим документам.
Смежной границей с земельным участком 50:04:0040216:95 будет являться граница земельного участка 50:04:0040216:94. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, частично огороженная бетонным забором (от точки 9 до точки 3), и смежная граница, при замыкании границ в местах отсутствия смежных границ и забора может образовать фигуру, фактическая площадь которой будет соответствовать фактической площади земельного участка по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, кадастровый номер 50:04:0040216:95, площади в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2014 50-АЕ N 750122 запись N 50-50-62/013/2014-041.
Смежной границей с земельным участком 50:04:0040216:95 будет являться граница земельного участка 50:04:0040216:94. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95, частично огороженная бетонным забором (отточки н1 до точки н11), и смежная граница, при замыкании границ в местах отсутствия смежных границ и забора может образовать фигуру, фактические границы, конфигурация и размеры которой будет соответствовать фактическим границам, конфигурации и размерам, указанным в схеме расположения, утвержденной постановлением Администрации Дмитровского района по Московской области от 16.07.1998 N 1206.
Координаты характерных поворотных точек границ земельного участка наложения (пересечения) изложены в таблицах 1-2, отображены на рисунке 3.
Площадь наложения составляет 5.568 кв.м. В границах наложения расположены объекты недвижимости: бетонное ограждение (забор); здания (строения).
Обнаруженные пересечения границы уточняемого земельного участка 50:04:0040216:95 с границами земельных участков 50:04:0040216:98 и 50:04:00402:680 следует считать кадастровой ошибкой, поскольку граница земельного участка 50:04:0040216:95 не только закреплена забором, поставленным с момента образования выделенного земельного участка в 2002 году, но и ее конфигурация подтверждается постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 16.07.1998 N 1206.
В соответствии с частью 1 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды обоснованно заключили, что экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержится ответ на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Суды установили, что какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиками не представлены.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статей 64, 67, 68, 71, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно принято судами первой и апелляционной инстанций в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость и достоверность выводов экспертного Союза "Дмитровская муниципальная торгово-промышленная палата" во взаимной связи с содержащимися в материалах дела доказательствами, принимая во внимание то, что право собственности ЗАО "Икша-Стройдеталь" (предыдущий собственник участка) на спорный земельный участок зарегистрировано 16.07.1998, то есть до 01.01.2016, то испрашиваемая обществом часть земельного участка не относится к категории земель лесного фонда и подлежит исключению из лесопаркового зеленого пояса, в связи с чем имеются основания для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 50:04:0040216:98, в части наложения площади 5.568 кв.м, на земельный участок общества с кадастровым номером 50:041:0040216:95, признании реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:98 на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:95, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0040216:98 допущенной при внесении сведений в ЕГРН о его местонахождении, и установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:95 согласно представленным экспертом координатам.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2018 года по делу N А41-106692/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Мособлкомлеса и Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.