город Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А40-45770/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Исакова Е.А., доверенность от 29.08.2017;
от заинтересованного лица: Бабин Р.А., доверенность от 19.02.2019; Шишков В.Ю., доверенность от 11.03.2019;
рассмотрев 04 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы
на решение от 03 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 13 декабря 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-45770/18
по заявлению ООО "Фирма "Информбюро"
об оспаривании отказа
к Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "Информбюро" (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным отказа, изложенного в письме Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее - Департамент) от 13.12.2017 N 02-26-251/17, в предоставлении субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы (извещение N 02-02-84/17 в редакции от 28.09.2017 N 02-02-357/17) и об обязании Департамента предоставить субсидию за 2017 год из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы в размере 420.052,84 руб.
В обоснование требований заявитель ссылался на несоответствие оспариваемого отказа постановлению Правительства Москвы от 19.01.2012 N 11-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере средств массовой информации, медиапроизводства, печати, книгоиздания, в связи с осуществлением этой деятельности", которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы редакциям средств массовой информации и издателям средств массовой информации в связи с уплатой арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы (далее - Постановление N 11-ПП, Порядок N 11-ПП).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Фирма "Информбюро" - издатель газеты "Персона", в соответствии с договором аренды от 17.09.2003 N 02-00598/03 является арендатором нежилого помещения, находящегося в собственности города Москвы, и используется арендатором для осуществления деятельности в сфере производства средств массовой информации, по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 6, корп. 3, общей площадью 76,4 кв.м. Площадь данного объекта используется исключительно для размещения редакции и издательства газеты "Персона", то есть для осуществления деятельности, предусмотренной Порядком N 11-ПП. 17.11.2017 заявитель - издатель газеты "Персона" ООО "Фирма "Информбюро" обратилось в Департамент с заявкой на получение субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы (извещение N 02-02-84/17 в редакции от 28.09.2017 N 02-02-357/17).
Размер испрашиваемой субсидии: (12.463,48 - 4.500) / 365 x 76,4 x 252 = 420.052,84 руб. за 252 дня (с 01.01.2017 по 09.09.2017). Указанная сумма испрашиваемой в бюджете города Москвы субсидии в размере 420.052,84 руб. уплачена обществом за аренду в течение 2017 года сверх льготной ставки арендной платы (4.500 руб./кв.м) по договору аренды от 17.09.2003 N 02-00598/03.
Общество фактически является малым предприятием, с 2003 года по 2016 год находилось в Реестре субъектов малого предпринимательства города Москвы и пользовалось льготой для малых предприятий в виде минимальной ставки арендной платы. В 2017 году с января по сентябрь общество находилось в стадии преобразования из закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, в связи с чем не значилось в Федеральном реестре малых предприятий. Это сделало невозможным оплату аренды за помещение по льготной ставке для малых предприятий.
13.12.2017 письмом N 02-26-251/17 Департамент отказал издателю газеты "Персона" обществу в субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы в размере 420.052,84 руб. "ввиду несоответствия требованиям Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы редакциям средств массовой информации и издателям средств массовой информации в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.07.2014 N 420-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 января 2012 г. N 11-ПП и перераспределении в 2014 году объема бюджетных ассигнований между мероприятиями Государственной программы города Москвы "Информационный город" на 2012-2018 годы" (далее - Постановление N 420-ПП, Порядок N 420-ПП), поскольку издание не в полной мере соответствует требованиям пункта 1.2.1 вышеуказанного Порядка в части производства и распространения на постоянной основе социально ориентированной и общественно значимой печатной продукции средств массовой информации.
Производство и распространение продукции носит нерегулярный для газеты характер, в выходных данных издания в нарушении статьи 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) отсутствует информация в части указания фактического времени подписания в печать номеров газеты, адреса типографии и точного тиража издания.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось 17.11.2017 в Департамент для получения субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка N 11-ПП, для рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов, проверки заявленных затрат, а также определения размеров субсидии Департаментом создана Отраслевая комиссия.
Отраслевой комиссией Департамента ввиду несоответствия издания общества (газета "Персона") требованиям Порядка N 11-ПП, отклонена заявка общества на получение субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы.
В письме общества от 17.11.2017, полученном Департаментом во исполнение пункта 2.2.8 Порядка N 11-ПП, указывается, что иной деятельности кроме издания газеты "Персона" общество не ведет.
Заявка общества отклонена Отраслевой комиссией Департамента ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 11-ПП, одновременно с заявкой претендент представляет определенные рассматриваемым пунктом документы, среди которых должны быть предоставлены:
- описание профессиональной деятельности претендента за последние три года, предшествующие дате подачи заявки;
- договоры между соучредителем средства массовой информации, учредителем средства массовой информации, издателем средства массовой информации и редакцией средства массовой информации, устанавливающие порядок их взаимодействия;
- свидетельство о регистрации средств массовой информации;
- договор (договоры) аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, включая приложения;
- и другие документы, указанные в пункте 2.2 Порядка N 11-ПП.
Отраслевой комиссией Департамента, согласно предоставленному описанию профессиональной деятельности претендента, проверяется деятельность общества как редакции средства массовой информации или издателя средства массовой информации за последние три года, предшествующих дате подачи заявки.
В связи с данной обязанностью, Отраслевая комиссия обратила внимание на периодичность издания обществом газеты "Персона". Так в соответствии со статьей 2 Закона N 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В соответствии с предоставленным письмом, Отраслевой комиссией Департамента обращено внимание на газету "Персона", изданную 18.02.2015, а также на следующий выпуск газеты "Персона", вышедший 05.04.2016.
Ввиду того, что газета "Персона" за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки, исходя из закрепленного статьей 2 Закона N 2124-1 понятийного аппарата, не осуществляла на постоянной основе производство и (или) распространение продукции средств массовой информации, на основании полученных от общества документов Отраслевая комиссия приняла решение об отклонении заявки общества на получение субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, при принятии решения, комиссия обратила внимание на нарушение обществом при издании газеты "Персона" ряда требований к выпуску периодического печатного издания, закрепленных статьей 27 Закона N 2124-1.
В соответствии с статьей 27 Закона N 2124-1, установлено, что у газеты "Персона" отсутствуют порядковый номер выпуска, а также тираж. В свою очередь в выходных данных ГМИ указывается фактический тираж, который в случае возникновения вопроса о достоверности сведений, размещенных в выходных данных СМИ, может быть подтвержден типографией, на что было обращено внимание Рекомендациями Роскомнадзора по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций периодических печатных изданий. Указание тиража без конкретных цифр, в данном случае до 50.000 тыс. экземпляров, может служить поводом для ввода в заблуждение потребителей, а также лиц, принимающих решение о выдачи субсидии, относительно количества (тиража) выпускаемой печатной продукции.
Из пункта 2.6 Порядка N 11-ПП следует, что основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям.
Удовлетворяя требования заявителя, суды обоснованно исходили из следующего: общество обладает статусом малого предприятия с 2003 года.
В силу действия пункта 1.2 Приложения N 2 к Порядку N 11-ПП, субсидии предоставляются редакциям средств массовой информации и издателям средств массовой информации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), отвечающим следующим требованиям:
1.2.1. Осуществление производства и (или) распространения на постоянной основе социально ориентированной и общественно значимой печатной продукции, социально ориентированной продукции средств массовой информации, социально ориентированной аудиовизуальной продукции.
1.2.2. Регистрация в качестве налогоплательщика в городе Москве и осуществление деятельности на территории города Москвы или наличие обособленного структурного подразделения (филиала), который зарегистрирован в качестве налогоплательщика в городе Москве и осуществляет деятельность на территории города Москвы.
1.2.3. Наличие договора (договоров) аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, используемого для осуществления деятельности в сфере производства средств массовой информации.
1.2.4. Не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов (пункт 1.2.4 введен постановлением Правительства Москвы от 12.12.2017 N 987-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 января 2012 г. N 11-ПП" (далее - Постановление N 987-ПП)).
1.3. Условиями предоставления субсидии являются:
1.3.1. Отсутствие проведения процедуры ликвидации или банкротства на день подачи заявки на предоставление субсидии.
1.3.2. Отсутствие приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на предоставление субсидии.
1.3.3. На первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, редакции средств массовой информации и издатели средств массовой информации не должны получать средства из бюджета города Москвы в соответствии с иными нормативными правовыми актами на те же цели, на которые предоставляется субсидия (пункт 1.3.3 в редакции Постановления N 987-ПП).
1.4. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат на уплату арендной платы за пользование в течение текущего календарного года объектом нежилого фонда, находящимся в собственности города Москвы, для осуществления деятельности в сфере производства средств массовой информации (пункт 1.4 в редакции Постановления N 987-ПП).
1.5. Субсидии предоставляются Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели (в редакции Постановления N 987-ПП).
2. Порядок представления и рассмотрения заявок на предоставление субсидий 2.1. Для получения субсидии редакция средства массовой информации или издатель средства массовой информации, претендующие на ее получение (далее - претендент), представляет в Департамент заявку на предоставление субсидии (далее - заявка). Форма заявки, сроки начала и окончания приема заявок, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются Департаментом и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней до дня начала приема заявок.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды установили, что из материалов дела о рассмотрении заявки ООО "Фирма "Информбюро" следует, что предприятие заявителя соответствует требованиям пунктов 1.2 и 1.3 Приложения N 2 Порядка N 11-ПП.
Суды отметили, что заявителем в судебном заседании в суде первой инстанции представлены экземпляры газет, выпущенных за период 2015 - 2017 гг. Общее количество газет "Персона" составило 8 выпусков.
Согласно статье 2 Закона N 2124-1, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что утверждение заинтересованного лица о том, что газета "Персона" не является периодическим изданием не соответствует действительности.
Выводы заинтересованного лица о том, что выпускаемая заявителем газета не имеет широко ориентированной социально значимой направленности, производство и распространение продукции носит нерегулярный характер и осуществляется узконаправленно, а также, что отсутствуют сведения об издании продукции на иных, помимо русского языках, указанных в свидетельстве о регистрации средства массовой информации от 24.03.1997 N 015890, правомерно признаны судами несостоятельными, не подтвержденными документально, не основанными на материалах, представленных заявителем.
Издание газеты на иных языках, помимо русского языка либо отсутствие таких сведений не является основанием для отказа в предоставлении предприятию субсидии.
Отсутствие сведений о точной цифре тиража издания может лишь свидетельствовать о применении мер административной ответственности к ООО "Фирма "Информбюро", но не является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Обществом представлен расчет суммы истребуемой субсидии:
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка N 11-ПП, из бюджета города Москвы редакциям средств массовой информации и издателям средств массовой информации в целях возмещения части затрат на уплату арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы (введен Постановлением N 420-ПП), размер субсидии рассчитывался по следующей формуле:
С = (Р1 - Р2) / 365 x S x Т, где:
С - размер субсидии;
Р1 - размер рыночной ставки арендной платы, установленный в действующем договоре аренды объекта, на день подачи заявки из расчета за 1 кв.м в год;
Р2 - величина, равная минимальной ставке арендной платы за 1 кв.м нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, установленной Правительством Москвы на день подачи заявки.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление N 809-ПП) - 4.500 руб. в год. 3500 руб. - ставка арендной платы, установленная для субъектов малого предпринимательства. Но субсидия согласно Постановлению N 420-ПП компенсирует разницу лишь между рыночной стоимостью арендной платы и минимальной ставкой аренды.
S - площадь объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, предоставленного по договору аренды и используемого для осуществления деятельности в сфере производства средств массовой информации;
Т - указанное в заявке количество дней использования арендуемого объекта нежилого фонда в календарном году, в котором подана заявка.
В данном случае:
Р1 = 12.463,48 руб. - рыночная ставка арендной платы за 1 кв.м в год, установленная уведомлением Департамента имущества Правительства Москвы от 25.12.16 N 33-6-108180/16-(0)-2 к договору аренды от 17.09.2003 N 02-00598/03;
Р2 = 4.500 руб. - минимальная ставка арендной платы за 1 кв.м нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, установленной Постановлением N 809-ПП;
365 дней в году;
S = 76,4 кв.м - арендуемая площадь;
Т = 252 дня (с 01.01.2017 по 09.09.2017), в течение которых в 2017 г. общество из-за временного изменения законодательства меняла закрытое акционерное общество на открытое акционерное общество и поэтому не попала в Реестр субъектов малого предпринимательства, и вынуждена была оплачивать арендную плату по рыночной стоимости 12.463,48 руб. за 1 кв.м в год.
420.052,84 руб. = (12.463,48 - 4.500) / 365 x 76,4 x 252 размер заявленных требований равен испрашиваемой субсидии: 420.052,84 руб.
Расчет субсидии заинтересованным лицом не оспорен. Доводы заинтересованного лица о том, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью Департамента, судами признаны неправомерными в силу того, что отказ в предоставлении субсидии должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным.
В указанной связи, суды пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае имелись основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для удовлетворения требований общества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года по делу N А40-45770/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.