город Москва |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А40-153407/18-72-1785 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Головахо А.А. (дов. N МОСК НЮ-35/Д от 15.10.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Скиперского А.С. (дов. N 23233/2018 от 26.12.2018 г.);
рассмотрев 16 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2018 г.,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Вигдорчиком Д.Г.,
по делу N А40-153407/18-72-1785
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением N 77-0-1-71/3202/2018 от 29 марта 2018 г. о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (земельном участке) с кадастровым номером 77:04:01017:105, расположенном по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 22А, поскольку в настоящее время в ЕГРН сведения о ранее учтенном земельном участке не содержатся.
06 апреля 2018 г. Управление Росреестра по Москве на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) приняло решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием достаточных оснований, позволяющих считать заявленный объект недвижимости ранее учтенным, а также свидетельствующих о его предоставлении заявителю на законных основаниях, о чем уведомило ОАО "РЖД".
Считая свои права нарушенными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным указанного решения и обязании внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:04:01017:105, расположенном по адресу: г. Москва, Андроновское ш., д. 22.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку отсутствуют достаточные сведения, позволяющие считать заявленный объект недвижимости ранее учтенным, а также свидетельствующие о его предоставлении заявителю на законных основаниях.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона о государственной регистрации технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Частью 5 статьи 69 вышеназванного закона предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Из пункта 2 части 8 статьи 69 Закона о государственной регистрации следует, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы, которые содержали сведения о ранее учтенном земельном участке.
При этом судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:04:01017:105 расположено здание площадью 685,1 кв.м по адресу: г. Москва, Андроновское ш., д. 22А, принадлежащее ОАО "РЖД" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 марта 2004 г.
Для государственной регистрации в Управление Росреестра по Москве заявителем были представлены следующие документы:
- сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р;
- выписка из приложения по форме 17.3 к передаточному акту о переданных в уставный капитал ОАО "РЖД" земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:01017:105 и 77:04:01017:106, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Андроновское ш., д. 22 и 22А;
- кадастровый план земельного участка кадастровым номером 77:04:01017:105 от 17 октября 2005 г. N 711/05-0243, в соответствии с которым земельный участок площадью 685,1 кв. м, расположенный по адресу г. Москва, Андроновское ш., д. 22А, сведения В.5, В.6 кадастрового плана содержат описание границ земельного участка с координатами поворотных точек.
Указанные документы содержат необходимые сведения для внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как ранее учтенном.
Судами также принято во внимание, что ОАО "РЖД" создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585.
В уставный капитал ОАО "РЖД" в качестве вклада было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Законом.
Внесение земельных участков в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществлялось в соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного закона.
Основанием государственной регистрации права на земельные участки, внесенные в уставный капитал ОАО "РЖД", является сводный передаточный акт.
Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р (далее - Сводный передаточный акт).
Выписка из приложения по форме 17.3 к передаточному акту включает в себя сведения о переданных в уставный капитал ОАО "РЖД" земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:01017:105 и 77:04:01017:106, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Андроновское ш., д. 22 и 22А.
Также сведения о проведенном кадастровом учете объекта содержатся в кадастровом плане земельного участка кадастровым номером 77:04:01017:105 от 17 октября 2005 г. N Л1/05-0243, в соответствии с которым земельный участок площадью 685,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, Андроновское ш., д. 22А, поставлен на кадастровый учет в 2005 году.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 г. по делу N А40-153407/18-72-1785 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.