город Москва |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А41-22941/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: Поздеевой Ю.С. (дов. N 434-Д от 25.12.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управлению Росреестра по Московской области: Тер-Газарян А.Р. (дов. N 1-Д от 17.01.2019 г.);
от третьего лица Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 25 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-22941/18
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
о признании незаконным решения,
третьи лица: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области; ФКУ ИК-1 УФСИН по Московской области,
УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0120510:776, 50:04:0120510:771, 50:04:0120510:777, 50:04:0120510:772, 50:04:0120510:783, 50:04:0120510:774, 50:04:0120510:782, 50:04:0120510:773, 50:04:0120510:775.
Основанием для обращения с указанными заявлениями явилось то обстоятельство, что данные земельные участки образованы из земель, предоставленных в пользование Икшанской детской трудовой колонии на основании решения Исполкома Дмитровского Райсовета депутатов N 34 от 26 декабря 1960 г. "Об установлении границ землепользования Икшанской детской трудовой колонии", на основании чего в 1961 году был выдан акт о постоянном бессрочном пользовании землей.
По результатам рассмотрения поступивших заявлений Управлением Росреестра по Московской области приняты решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, оформленные уведомлениями от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3878, N 50-50/001-50/001/001/2017-3880, N 50-50/001-50/001/001/2017-3882, N50-50/001-50/001/001/2017-3877 и от 29 января 2018 г. N 50-50/001-50/001/001/2018-4969, N 50-50/001-50/001/001/2017-4967, N 50-50/001-50/001/001/2017-3879, N 50-50/001/001/2017-4972, N 50-50/001-50/001/001/2018-4966.
В обоснование решений об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки Управлением Росреестра по Московской области указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности на спорные участки.
Считая свои права нарушенными, ТУ Росимущество в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными уведомлений от 29 января 2018 г. N 50-50/001-50/001/001/2018-4969,от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3878, от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3880, от 29 января 2018 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-4967, от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3879, от 29 января 2018 г. N 50-50/001/001/2017-4972, от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3882, от 29 января 2018 г. N 50-50/001-50/001/001/2018-4966, от 18 декабря 2017 г. N 50-50/001-50/001/001/2017-3877 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0120510:776, 50:04:0120510:771, 50:04:0120510:777, 50:04:0120510:772, 50:04:0120510:783, 50:04:0120510:774, 50:04:0120510:782, 50:04:0120510:773, 50:04:0120510:775 и обязании произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участки с кадастровыми номерами 50:04:0120510:776, 50:04:0120510:771, 50:04:0120510:777, 50:04:0120510:772, 50:04:0120510:783, 50:04:0120510:774, 50:04:0120510:782, 50:04:0120510:773, 50:04:0120510:775.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Костинское Дмитровского муниципального района Московской области и Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН по МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущество в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против ее удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные подномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно пункту 67 Постановления N 10/22 если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных с требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых решений, поскольку спорные земельные участки находятся в общей долевой собственности собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
При этом судами установлено, что на спорных участках расположены жилые дома, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:776 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 18а;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:771 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 57;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:777 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 58;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:772 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 61;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:783 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 54;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:774 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 59;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:782 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 53;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:773 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 60;
- на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0120510:775 - Московская область, Дмитровский район, Костинское с/п, п. Новое Гришино, ул. Школьная, д. 18.
Таким образом, собственники помещений вправе владеть и пользоваться данными участками, что препятствует регистрации права федеральной собственности на такие участки.
Доказательств, свидетельствующих о наличии на спорных земельных участках каких-либо строений находящихся в собственности Российской Федерации, заявителем не представлено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 г. по делу N А41-22941/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.