город Москва |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А40-184434/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Калмыков А.А., доверенность от 19.06.2018;
от заинтересованного лица: Антилевская Ю.А., доверенность от 24.12.2018;
рассмотрев 25 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО "Гамма-Сертификация"
на решение от 03 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яцевой В.А.,
на постановление от 21 января 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Яковлевой Л.Г., Поповым В.И.,
по делу N А40-184434/18
по заявлению Росаккредитации
о привлечении к административной ответственности
к ООО "Гамма-Сертификация",
УСТАНОВИЛ:
Росаккредитация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Гамма-Сертификация" (далее - общество) по части 2 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 18.07.2018 N 329/2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600.000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Гамма-Сертификация" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в целях проверки сведений, содержащихся в документах, направленных письмом Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.02.2018 N 8/К/3/336, приказом Росаккредитации от 14.03.2018 N 24-П-ВД инициирована внеплановая документарная проверка в отношении общества, аккредитованного в качестве органа по сертификации (далее - ОС), аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11 ГА02.
В адрес общества направлено уведомление о проведении проверки от 22.03.2018 N 85-У с приложением копии приказа Росаккредитации от 14.03.2018 N 24-П-ВД. Уведомление направлено по адресу места нахождения (места осуществления деятельности) ООО "Гамма-Сертификация" и по адресу электронной почты, указанному в Реестре аккредитованных лиц.
В ходе проведения проверочных мероприятий Росаккредитацией письмом от 03.04.2018 N 8290/04-СМ направлен запрос в адрес Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации о содействии в получении информации о фактическом выезде за границу сотрудников ООО "Гамма-Сертификация" с целью проведения работ по подтверждению соответствия.
Письмом от 12.04.2018 N 8/К/3/1121 Управлением "К" Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Росаккредитацию представлена запрошенная информация.
По итогам рассмотрения документов и сведений, направленных письмом Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.02.2018 N 8/К/3/336, а также в результате рассмотрения сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, данных Национальной части реестров сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, выявлены несоответствия ООО "Гамма-Сертификация" требованиям Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации), Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ), а также факту выдачи органом по сертификации ООО "Гамма-Сертификация" сертификатов соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в акте проверки от 18.04.2018 N 36-АДП.
По результатам рассмотрения сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, в том числе переданных ОС ООО "Гамма-Сертификация" посредством Федеральной государственной информационной системы Федеральной службы по аккредитации (ФГИС Росаккредитации) и внесенных в Национальную часть Единого реестра зарегистрированных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, а также полученных в рамках проверочных мероприятий материалов и документов по сертификации ОС ООО "Гамма-Сертификация", установлено, что с целью подтверждения соответствия серийно выпускаемых импортных изделий трикотажных бельевых для детей дошкольной школьной групп и подростков из хлопчатобумажной пряжи с добавлением эластана, пряжи из сочетаний хлопковых, искусственных волокон, натурального шелка и синтетических волокон с маркировкой "N 21 kids" (фуфаек (футболок), маек) требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (далее - ТР ТС 007/2011), в Национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, зарегистрирован сертификат соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661, выданный органом по сертификации ООО "Гамма-Сертификация", статус сертификата соответствия на момент проведения проверочных мероприятий - "Действует".
В поле 6 сертификата соответствия "Полное наименование заявителя" заявителем указано "Уполномоченное изготовителем лицо - ООО "ИЧ ТРЕИД" (уполномоченное изготовителем лицо по договору от 01.06.2016 N 17/2), адрес места нахождения: 101000, Россия, г. Москва, переулок Армянский, дом 9/1/1 строение 1.".
В поле 7 сертификата соответствия "Полное наименование изготовителя" в качестве изготовителя указано "Grant Spa", адрес места нахождения: Via Mazzini, 1, 40010 Bentivoglio (ВО), Italy. Филиалы: "NURELIF TEKS.SAN.VE TIC.MERKEZ MAHALLESI-CINAR", адрес: CADDESI KAVAK SOKAK N 37, 34197 YENIBOSNA - Istanbul - Turkey Турция, "Shanghai Hansen Global Supply Co., Ltd." адрес: ROOM 410 N 80 PINGWU ROAD SHANGHAI 200052 China Китай".
В поле 11 у сертификата соответствия указано, что сертификат соответствия выдан на основании протоколов испытаний от 12.01.2018 N 124СС-658/18, N 125СС-658/18, выданных испытательной лабораторией филиала ТОО "КазСертТест" в городе Чебоксары Российской Федерации, Чувашская Республика (аттестат аккредитации N KZ.H.00.1699); сертификата соответствия на систему менеджмента качества N POCC.IT.CT11.K00128, зарегистрирован 10.01.2018, выдан органом по сертификации систем менеджмента качества ООО "НОВАСТАНДАРТ" (аттестат аккредитации N RA.RU.13CT11). Схема сертификации: 2с (приложение N 2 к решению Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза").
Сертификат подписан Жевлаковой Е.Г. - руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, и Шарифуллиной А.А. - экспертом органа по сертификации.
К копии сертификата соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 приложены следующие документы: заявка от 27.12.2017 N 658, в соответствии с которой заявитель ООО "ИЧ ТРЕЙД" (уполномоченное изготовителем лицо по договору от 01.06.2016 N 17/2) в лице генерального директора Мураторе Антонио просит провести подтверждение соответствия продукции "Изделия трикотажные бельевые для детей дошкольной школьной групп и подростков из хлопчатобумажной пряжи с добавлением эластана, пряжи из сочетаний хлопковых, искусственных волокон, натурального шелка и синтетических волокон с маркировкой "N 21 kids": фуфайки (футболки), майки серийного выпуска изготовителем "Grant Spa" требованиям ТР ТС 007/2011 в форме сертификации по схеме 2с.
В соответствии со сведениями, указанными в заявке, к ней прилагались следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 16.09.2013 серии 77 N 015731879; копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, от 16.09.2013 серии 77 N 015731880; копия технического описания продукции; макет товарного ярлыка; копия письма о безопасности продукции; копия письма о нахождении продукции; копия письма о сырье продукции; копия договора по выполнению функций изготовителя от 01.06.2016 N 17/2 с письмом о продлении договора; сведения о сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования, утвержденного приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст / ISO 9001:2015 QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS - REQUIREMENTS (IDT)) (далее - ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
Судами установлено, что в имеющихся в распоряжении Росаккредитации материалах дела сертификата соответствия содержатся следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 16.09.2013 серии 77 N 015731879; копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 16.09.2013 серии 77 N 015731880; сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к проектированию, производству и реализации детских изделий требованиям ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования, введенный в действие приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст (далее - ГОСТ ISO 9001-2011) (180 9001:2008); регистрационный номер сертификата: РОСС IT.CT11.K00128. Дата регистрации: 10.01.2018. Сертификат выдан органом по сертификации систем менеджмента ООО "НОВАСТАНДАРТ", адрес места нахождения: 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 9, стр. 1. Аттестат аккредитации NRA.RU.13CT11. Сертификат подписан Емелиным Д.Г. - заместителем руководителя органа по сертификации систем менеджмента, и Кежаевым А.А. - председателем комиссии; договор от 01.06.2016 N 17/2 о выполнении функции изготовителя на территории Таможенного союза, заключенный между "Grant & C.S.P.A" и ООО "ИЧ ТРЕИД"; акт отбора образцов от 28.12.2017 N 658 по заявке от 27.12.2017 N 658; направление в испытательную лабораторию (центр) от 28.12.2017 N 658.
29.05.2014 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, движимые стремлением укрепить экономики государств-членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, в г. Астане подписали Договор о евразийском экономическом союзе (далее - Договор о евразийском экономическом союзе), который согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2015 N 1775-о "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, техническое регулирование в рамках союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
В силу части 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к данному договору.
Пунктом 5 приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" к договору о Евразийском экономическом союзе (далее - Протокол о техническом регулировании) установлено следующее:
"Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...".
В силу части 4 статьи 12 ТР ТС 007/2011, подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) по одной из схем - 1с, 2с, 3с или 4с.
Согласно части 5 статьи 12 ТР ТС 007/2011, для подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента в форме сертификации заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение работ и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если заявителем является продавец, то он дополнительно представляет копии документов, подтверждающих происхождение продукции, копии контракта (договора), копии товарно-транспортных документов.
В зависимости от схемы сертификации заявитель представляет копии эксплуатационных документов, технической и конструкторской документации, сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях.
В соответствии с частью 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011, орган по сертификации рассматривает заявку и приложенные к ней документы, принимает решение по заявке, проводит идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний, организует проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям настоящего технического регламента, проводит анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколе, дает заключение о соответствии (несоответствии) требованиям настоящего Технического регламента, проводит оценку производства изготовителя (анализ состояния производства), если это предусмотрено схемой сертификации, принимает решение о выдаче сертификата соответствия или отказе в его выдаче, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации, ведет реестр выданных им сертификатов соответствия, выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, информирует об этом уполномоченные органы, обеспечивающие формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия.
Частью 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011 установлено, что аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания и оформляет протокол испытаний типовых образцов продукции.
Системная взаимосвязь пункта 5 приложения N 9 Протокола о техническом регулировании и частей 4, 5 и 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011 указывает на обязательность осуществления процедуры оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 в форме сертификации в соответствии с положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденных Комиссией Таможенного союза.
Решением комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает пункт 5 Протокола о техническом регулировании и с которым гармонизировано содержание ТР ТС 007/2011 в части применяемых органами по сертификации схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из содержания пункта 5 Положения о порядке применения типовых схем следует, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия. При выборе форм и схем необходимо учитывать следующие основные факторы: степень потенциальной опасности продукции; чувствительность заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов; статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик); адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.
Пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем определено, что типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
Пунктом 18 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что в зависимости от типовой схемы сертификации, подтверждение соответствия в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации продукции, аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Согласно пункту 22.2.1 Положения о порядке применения типовых схем, схема 2с включает следующие процедуры:
- подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям, определенным в техническом регламенте;
- рассмотрение заявки и принятие органом по сертификации продукции решения о проведении сертификации продукции;
- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией; обобщение органом по сертификации продукции результатов анализа представленной заявителем технической документации, результатов испытаний образцов продукции и выдачу заявителю сертификата соответствия;
- нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
В соответствии с пунктом 22.2.2 Положения о порядке применения типовых схем, заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента и условий производства для изготовления продукции, соответствующей требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и подает заявку на сертификацию своей продукции в один из органов по сертификации продукции, имеющий данный вид продукции в области аккредитации.
В заявке указывается документ, на соответствие которому сертифицирована система менеджмента с учетом того, что в техническом регламенте могут быть установлены один или несколько документов, на соответствие которым проводится сертификация системы менеджмента.
Одновременно заявитель представляет сертификат на систему менеджмента (копию сертификата).
В силу пункта 22.2.3 Положения о порядке применения типовых схем, рассмотрение заявки, отбор и испытание образцов осуществляется в соответствии с пунктами 22.1.3, 22.1.4.
Согласно пункту 22.1.3 Положения о порядке применения типовых схем, орган по сертификации продукции анализирует техническую документацию, представленную заявителем, и сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.
В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о порядке применения типовых схем, орган по сертификации производит отбор образцов продукции у заявителя для проведения испытаний.
Согласно содержанию пункта 22.2.4 Положения о порядке применения типовых схем, при положительных результатах анализа технической документации и испытаний орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), схема подтверждения соответствия - это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Из приведенных нормативных положений следует, что результаты действий органа по сертификации в рамках избранной схемы сертификации являются как доказательством соответствия сертифицируемой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании, так и основанием для выдачи сертификата соответствия в отношении такой продукции. При этом исключительно результаты действий, входящих в схему 2с, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств - результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации), в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг, утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 21.12.2012 N 1941-ст (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (в рамках настоящего дела речь идет об органе по сертификации) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, ООО "Гамма-Сертификация" способно обеспечить в своей деятельности соответствие критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Указанным стандартом в том числе подтверждается необходимость последовательного выполнения органом по сертификации действий, включенных в схему сертификации:
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что указанный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 "Требования к процессу" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (пункт 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять одну или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (пункт 7.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Пунктом 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен провести анализ полученной информации, чтобы удостовериться в том, что: информация о заказчике и продукции достаточна для проведения работ по сертификации; любое расхождение в понимании между органом по сертификации и заявителем устранено, включая достижение согласия по поводу стандарта или нормативного документа; требуемая область сертификации определена (см. 3.10); в наличии имеются средства для выполнения всех оценочных работ; орган по сертификации обладает компетентностью и способностью для выполнения всех работ.
В приложении "А" к ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 закреплены принципы, относящиеся к органам по сертификации и выполняемой ими деятельности. Из пункта А.6.2 данного приложения следует, что орган по сертификации несет ответственность за оценивание достаточных объективных свидетельств, на основании которых принимается решение по сертификации; на основании анализа свидетельств орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточно веские доказательства соответствия, или об отказе в выдаче, если отсутствуют достаточно веские доказательства соответствия, или о неподтверждении результатов сертификации.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем, типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. В общем случае таким действиям (элементом) может считаться в том числе анализ технической документации.
Согласно пункту 8 Положения о порядке применения типовых схем, анализ технической документации должен быть неотъемлемым элементом каждой типовой схемы и может включать анализ для идентификации продукции; анализ для определения пригодности технической документации для подтверждения соответствия; исследование проекта.
В силу пункта 9 Положения о порядке применения типовых схем, состав технической документации, подтверждающей соответствие продукции требованиям технического регламента, устанавливается в конкретном техническом регламенте, а в общем случае может включать, помимо прочего, технические условия/описания (при наличии).
Технической документацией (на продукцию), в соответствии с пунктом 3 ГОСТ Р 1.15-2009 "Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования. ГОСТ Р 1.15-2009", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.06.2009 N 211-ст (далее - ГОСТ Р 1.15-2009), является совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции. Примечание к приведенному положению стандарта уточняет, что к технической документации относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация и т.п.
Таким образом, как следует из взаимосвязанных положений приведенных норм, обязательным действием в рамках схемы сертификации, результаты которого должны использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента, является анализ представленной заявителем технической документации, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, устанавливая в главе 7 требования к процессу оценки соответствия, определяет, что решение по сертификации это результат выполнения двух функций: "оценивание" и "анализ".
Подпункт 6.2.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 императивно предусматривает, что если орган по сертификации выполняет оценивание, применяя собственные ресурсы или контролируемые им внешние возможности, он должен выполнять действующие требования соответствующих международных стандартов и других документов, оговоренных схемой сертификации. К соответствующим международным стандартам относятся ISO/IEC 17025 по испытаниям, ISO/IEC 17020 по инспекционному контролю и ISO/IEC 17021 по аудиту систем менеджмента.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельного указан "методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик" (пункт 5.4). Согласно пункту 5.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория в своей деятельности должна использовать методы и процедуры, соответствующие области ее деятельности.
Таким образом, из вышеизложенного следует, во-первых, что исключительно орган по сертификации наделен полномочиями выбирать и привлекать для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); только на основании договора с органом по сертификации аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания продукции в целях сертификации; анализ таких результатов испытаний непосредственно проводит орган по сертификации и при положительных результатах выдает заявителю сертификат соответствия. Орган по сертификации к моменту заключения договора обязан убедиться в компетентности испытательной лаборатории (центра), а также путем анализа протокола испытаний к моменту принятия положительного решения о выдаче сертификата соответствия должен убедиться в достаточности результатов испытаний, отраженных в протоколе испытаний.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) признается компетентной на осуществление деятельности по оценке соответствия и, следовательно, вправе осуществлять такую деятельность только в своей области аккредитации. Предметное содержание области аккредитации, включая документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые управомочена использовать испытательная лаборатория применительно к определяемым характеристикам (показателям) и диапазону определения конкретного наименования объекта испытаний, удостоверяется аттестатом аккредитации соответствующей испытательной лаборатории. Правильность и надежность испытаний, проводимых аккредитованной лабораторией для целей оценки соответствия, может быть обеспечена только при проведении испытаний в рамках области аккредитации данной испытательной лаборатории и при неукоснительном соблюдении требований документов, удостоверяющих правила и методы исследований (испытаний) и измерений; в противном случае результаты испытаний априори являются необъективными.
Пунктами 7.4.2 - 7.4.4, 7.4.6 - 7.4.8 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено: орган по сертификации назначает персонал для выполнения каждого оценивания согласно плану использования внутренних ресурсов (см. 6.2.1); орган по сертификации должен обеспечивать доступность всей необходимой информации и (или) документации для выполнения оценивания (к оцениванию могут относиться такие виды деятельности, как анализ проекта и документации, выборочный контроль, испытания, инспекционный контроль и аудит); орган по сертификации должен проводить работы по оцениванию, за которые он несет ответственность, с применением внутренних ресурсов и управлять переданными другой стороне ресурсами в соответствии с планом; продукция оценивается на соответствие требованиям в установленной области сертификации и другим требованиям, определенным схемой сертификации; орган по сертификации должен информировать заказчика обо всех несоответствиях; если выявлено одно или несколько несоответствий и заказчик заинтересован в продолжении работ по сертификации, орган по сертификации предоставляет информацию о дополнительных задачах по оцениванию, необходимых для устранения несоответствий; если заказчик дает согласие на решение дополнительных задач по оцениванию, процесс, описанный в пункте 7.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, должен быть повторен для их выполнения.
При этом согласно пункту 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа (пункт 7.5); такая документация может содержать заключение относительно выполнения требований к продукции (включая косвенные к системе менеджмента качества, определяющей выпуск продукции, если этого требует схема сертификации).
В соответствии с предписаниями пункта 7.6.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации несет ответственность за свои решения, касающиеся сертификации, и обладает соответствующими полномочиями для их принятия.
В силу пункта 7.12.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, от органа по сертификации требуется сохранять записи, служащие доказательством того, что все требования к процессу сертификации (данного стандарта и схемы сертификации) фактически выполнены (пункт 8.4).
Согласно пункту 8.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, орган по сертификации должен разработать процедуры определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, поиска, определения сроков хранения и уничтожения записей, имеющих отношение к выполнению требований данного стандарта.
Пунктом 8.4.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 предписывается, что органу по сертификации следует разработать процедуры сохранения записей (подпункт 7.12) в течение периода, определяемого контрактными и правовыми обязательствами.
Таким образом, деятельность органов по сертификации, выражается в обязанности документировать все этапы процедуры проведения сертификации таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия.
При этом названное подпунктом 8.4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 условие о сроке сохранения записей в течение периода, определяемого, в том числе правовыми обязательствами, в общем случае следует понимать как необходимость хранения материалов дел сертификатов соответствия в полном объеме в течение как минимум одного года со дня выдачи сертификата соответствия (срок давности привлечения к административной ответственности).
В данный период материалы дела сертификата соответствия должны включать в себя все требуемые в соответствии с установленной процедурой подтверждения соответствия документы, которые в своей совокупности подтверждают, во-первых, безопасность продукции и ее соответствие предъявляемым к ней требований, во-вторых, соблюдение органом по сертификации установленных применяемыми правовыми актами правил проведения сертификационных работ и обоснованность выдачи сертификата соответствия.
Обязанность органа по сертификации формировать материалы дела сертификата соответствия с учетом всех документов и материалов, рассмотренных и (или) оформленных органом по сертификации с соблюдением требований правовых актов, устанавливающих правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющихся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, прямо обусловлена статусом органа по сертификации как лица частного права, осуществляющего публичные функции, и непосредственно вытекает из следующих взаимосвязанных положений законодательства о техническом регулировании и об аккредитации.
Судами в ходе рассмотрения материалов дела сертификата соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 установлено, что заявка от 27.12.2017 N 658 на проведение сертификации продукции не заверена подписью генерального директора ООО "ИЧ ТРЕИД" Мураторе Антонио, отсутствует печать ООО "ИЧ ТРЕЙД".
В соответствии с актом отбора образцов от 28.12.2017 N 658 представителем ОС (экспертом по сертификации Шарифуллиной А.А.) с участием представителя заявителя по сертификации (генерального директора Мураторе Антонио) в помещении склада готовой продукции ООО "ИЧ ТРЕЙД", по адресу: 101000, Россия, г. Москва, переулок Армянский, дом 9/1/1 строение 1, произведен отбор 67 ед. образцов продукции, из них для идентификации 64 ед., для сертификационных испытаний 3 ед. Образцы отобраны в соответствии с ГОСТ 9173-86. Государственный стандарт Союза ССР. Изделия трикотажные. Правила приемки, утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 26.06.1986 N 1843 (далее - ГОСТ 9173-86). Однако акт отбора образцов не заверен подписью эксперта по сертификации Шарифуллиной А.А. и генерального директора ООО "ИЧ ТРЕЙД" Мураторе Антонио.
В соответствии с направлением от 27.12.2017 N 658 ОС направляет образцы (пробы) продукции на исследования (испытания/измерения) для целей подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 в испытательную лабораторию филиала ТОО "КазСертТест" в г. Чебоксары, (аттестат аккредитации KZ.H.00.1699). При этом направление не заверено подписью эксперта по сертификации Шарифуллиной А.А.
Одновременно судами установлено, что в материалах сертификата соответствия частично отсутствуют документы, указанные в качестве приложения к заявке на проведение сертификации, в том числе техническое описание продукции и макет маркировки. Также отсутствуют протоколы испытаний от 12.01.2018 N 124СС-658/18 и N 125СС-658/18, послужившие основанием для выдачи сертификата соответствия.
Исходя из вышеизложенного, сертификат соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 выдан с нарушениями положений частей 4, 5, 6 и 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011, пунктов 7, 8, 9, 22, 22.2.1 - 22.2.4 Положения о порядке применения типовых схем, ОС ООО "Гамма-Сертификация" не соблюдены требования пунктов 7.3.1, 7.4.2 - 7.4.4, 7.4.6 - 7.4.8, 7.12.1, 8.4.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, а именно: сертификат соответствия выдан ОС ООО "Гамма-Сертификация" при отсутствии заверенной печатью подписи руководителя юридического лица, являющегося заявителем на подтверждение соответствия продукции; при отсутствии решения органа по сертификации ООО "Гамма-Сертификация" по заявке; при отсутствии прилагаемой к заявке технической документации; при отсутствии заключения органа по сертификации ООО "Гамма-Сертификация" по результатам идентификации продукции; при отсутствии подписанного представителем заявителя и экспертом по сертификации акта отбора образцов; при отсутствии подписанного экспертом по сертификации направления образцов в испытательную лабораторию; при отсутствии решения органа по сертификации ООО "Гамма-Сертификация" о выдаче сертификата соответствия.
Кроме того, в соответствии с информацией, направленной письмом Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 N 14-86/39550 в ответ на запрос Росаккредитации от 31.05.2018 N 14100/04-АС, сертификат соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 применялся при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском в обращение продукции (товаров) на территорию Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что вышеизложенное свидетельствует о нарушении ООО "Гамма-Сертификация" правил выполнения работ по сертификации и выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ.
Суды отметили, что относительно правомерности квалификации вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ Росаккредитация ссылалась на следующее.
Судами обоснованно отмечено, что письмо Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 N 14-86/39550 в материалах дела имеется, следовательно, факт перемещения (ввоза) продукции через таможенную границу на территорию Российской Федерации подтвержден необходимым доказательством, имеющимся в материалах дела об административном правонарушении.
В соответствии с информацией, направленной письмом Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 N 14-86/39550 в ответ на запрос Росаккредитации от 31.05.2018 N 14100/04-АС, сертификат соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 применялся при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском в обращение продукции (товаров) на территорию Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеизложенное свидетельствует о нарушении ООО "Гамма-Сертификация" правил выполнения работ по сертификации и выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ, обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ, соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Согласно статье 29 Федерального закона N 184-ФЗ, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1 ТР ТС 007/2011, настоящий технический регламент распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
Согласно статье 2 ТР ТС 007/2011 "выпуск продукции в обращение", размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза.
В силу части взаимосвязанных положений пунктов 1, 4, 5, 6 и 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011 подтверждение соответствия продукции, предназначенной для детей и подростков, требованиям ТР ТС 007/2011 осуществляется по схемам сертификации в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия). При этом при подтверждении соответствия продукции в форме сертификации аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания и оформляет протокол испытаний типовых образцов продукции.
Системная взаимосвязь указанных норм права свидетельствует о том, что единственным доказательством соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, помещаемой под таможенные процедуры (выпускаемой в обращение), в рассматриваемом случае является сертификат соответствия установленной формы. Поскольку материалами дела об административном правонарушении подтвержден факт выдачи ООО "Гамма-Сертификация" сертификата соответствия от 15.01.2018 N ТС RU С-1Т.ГА02.В.00661 с нарушениями обязательных требований, указанный сертификат соответствия не может подтверждать соответствие продукции требованиям ТР ТС 007/2011, а такая продукция не может быть на законном основании выпущена в обращение на территории Российской Федерации как страны-участника Таможенного союза.
Следовательно, как Росаккредитация, так и суды правомерно и при наличии необходимых доказательств квалифицировали допущенные ООО "Гамма-Сертификация" нарушения по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данная позиция отражена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суды установили, что факт совершения и вина ООО "Гамма-Сертификация" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что имелись все необходимые основания для привлечения ООО "Гамма-Сертификация" к административной ответственности по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 года по делу N А40-184434/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Гамма-Сертификация" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.