город Москва |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А40-169349/18-122-2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Сеть Связной" (правопреемник АО "Связной Логистика"): Щеглова И.Ю. (дов. N 43/2018 от 11.09.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок": Рыжовой В.В. (дов. N 23-14-205/18 от 26.12.2018 г.); Абрамова Д.С. (дов. N 23-14-103/19 от 19.03.2018 г.)
от третьего лица ООО "Интерком 11": Хабарова Ю.А. (дов. от 05.04.2019 г.);
от третьего лица ОАО "РЖД": Сакалы О.В. (дов. N 40-ДЮ от 15.03.2019 г.);
рассмотрев 30 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационные жалобы АО "Связной Логистика", ООО "Интерком-11"
на решение от 18 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 13 декабря 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-169349/18-122-2012
по заявлению акционерного общества "Связной Логистика" (115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26, пом. XII, комн. 23)
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Организатор перевозок" (125047, г. Москва, 2-ой Лесной пер., д. 11, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
третьи лица: ООО "Интерком 11"; ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ: 16 мая 2018 г. в период времени с 10 час. 00 мин. до 10 час. 20 мин. Московско-Ярославской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" (далее - ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок", административный орган) были проведены проверочные мероприятия по соблюдению требований законодательства города Москвы, в части осуществления торговой деятельности в 50-ти метровой зоне от наземных вестибюлей станций от сооружений метрополитена на привокзальной площади Ярославского железнодорожного вокзала г. Москвы в торговом павильоне.
В ходе проведения проверки по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, дом 5 (привокзальная площадь железнодорожного Ярославского вокзала города Москвы) были выявлены факты нарушения требований действующего законодательства города Москвы, а именно: осуществление акционерным обществом "Связной Логистика" (далее - АО "Связной Логистика", общество, заявитель) в торговом павильоне торговой деятельности (деятельность по оказанию услуг) в 50-ти метровой зоне от наземного вестибюля станции метро "Комсомольская" Московского метрополитена.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16 мая 2018 г.
На основании полученных данных 24 мая 2018 г. заместителем Московско-Ярославского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы, в котором зафиксировано выявленное нарушение и материалы административного дела направлены для рассмотрения по подведомственности в ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок".
Постановлением серии ВВВ N 0548813 ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" по делу об административном правонарушении от 13 июля 2018 г. АО "Связной Логистика" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Связной Логистика" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" о его отмене.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Интерком 11" (далее - ООО "Интерком 11") и открытое акционерного общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Связной Логистика" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, поскольку в момент проведения проверки общество осуществляло свою деятельность в павильоне по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 5, на законных основаниях, также указано на отсутствие в материалах дела протокола осмотра моста совершения административного правонарушения.
ООО "Интерком 11" в своей кассационной жалобе также просит об отмене судебных актов, указывая на то, что в законодательстве города Москвы отсутствует нормативный запрет на размещение торговых объектов в 50-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена, в связи с чем выводы учреждения об осуществлении АО "Связной Логистика" торговой деятельности с нарушением законодательства города Москвы о торговой деятельности являются ошибочными и оснований для привлечения к административной ответственности не имелось.
В отзывах на кассационные жалобы ГКУ "Организатор перевозок" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права.
АО "Связной Логистика" в отзыве на кассационную жалобу ООО "Интерком 11" также просит об отмене судебных актов.
Представителем АО "Связной Логистика" в заседании суда кассационной инстанции заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, поскольку 29 марта 2019 г. АО "Связной Логистика" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Сеть Связной".
В обоснование заявленного ходатайства представлены лист записи ЕГРЮЛ в отношении АО "Связной Логистика", лист записи ЕГРЮЛ "Сеть Связной", уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе N 504898470 от 29 марта 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено документально.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Сеть Связной" поддержал доводы своей кассационной жалобы, с кассационной жалобой ООО "Интерком 11" согласился. Представитель ООО "Интерком 11" доводы своей кассационной жалобы поддержал, с доводами кассационной жалобы ООО "Сеть Связной" согласился. Представитель ГКУ "Организатор перевозок" против удовлетворения кассационных жалоб возражал. Представитель ОАО "РЖД" с доводами кассационных жалоб согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с осуществлением торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.13 КоАП г. Москвы и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За те же действия, совершенные повторно, а также совершенные в вестибюлях станций, подуличных переходах и других сооружениях метрополитена, на территории ММТС, в 50-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена и территории ММТС, на территориях объектов (зданий, строений, сооружений) транспортно-пересадочных узлов и в 50-метровой зоне от указанных объектов, предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы и определена для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "Связной Логистика" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из того, что заявитель не подтвердил факт осуществления торговой деятельности, оказания услуг в специально отведенном месте.
Отклоняя довод заявителя со ссылкой на часть 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", суды указали на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003060:5 не находится в частной собственности.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "Связной Логистика" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы.
Вина АО "Связной Логистика" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства г. Москвы, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 11.13 КоАП г. Москвы.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационных жалобах приведены доводы об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, поскольку в законодательстве города Москвы отсутствует нормативный запрет на размещение торговых объектов в 50-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена.
Указанный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, в связи со следующим.
В силу статьи 4 Закона города Москвы от 09 декабря 1998 г. N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" торговая деятельность на земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без использования стационарных торговых объектов либо размещенных в установленном порядке нестационарных торговых объектов, а также торговая деятельность вне ярмарок, рынков и иных специально отведенных для этого мест не допускается.
Пунктом 1(1).1 Постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2013 г. N 806-ПП "О мерах по пресечению несанкционированной торговли в местах массового скопления населения на территории города Москвы" предусмотрено, что на станциях Московского метрополитена, а также на территории ММТС и в 50-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена (в том числе на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, попадающих в указанную зону) и от ММТС, а также на территориях объектов (зданий, строений, сооружений) транспортно-пересадочных узлов и в 50-метровой зоне от указанных объектов осуществление торговой деятельности (оказание услуг), размещение нестационарных торговых объектов и иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется в порядке и случаях, установленных Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 8 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. N 26-ПП, не допускается включение в схему размещения следующих мест размещения и размещение в таких местах нестационарных торговых объектов в 50-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением торговых автоматов на станциях метрополитена и нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать", "Театральные билеты", "Мороженое", "Цветы", передвижных торговых объектов - тележек со специализациями "Мороженое", "Горячие напитки, выпечка", а также за исключением нестационарных торговых объектов, размещаемых Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен") и Государственным бюджетным учреждением города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - ГБУ "Гормост").
Из приведенных норм следует запрет на размещение нестационарных торговых объектов в 50-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена за исключением объектов, перечисленных выше.
Довод кассационной жалобы о том, что павильон, занимаемый обществом, расположен на территории привокзальной площади, находящейся в собственности ОАО "РЖД", также подлежит отклонению, поскольку полномочия ОАО "РЖД" на распоряжение земельными участками, находящимися в 50-метровой зоне от вестибюлей станций метрополитена, не определены.
Относительно довода кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела протокола осмотра места совершения административного правонарушения, суд кассационной инстанции отмечает, что факт осуществления обществом торговой деятельности (оказания услуг) с нарушением установленных требований установлен постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвержден материалами административного дела, договором аренды от 31 мая 2017 г. N Я-04/ЦРИ004036/25/2017, заключенным между обществом и ООО "Интерком 11".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г. по делу N А40-169349/18-122-2012 оставить без изменения, кассационные жалобы АО "Связной Логистика", ООО "Интерком-11" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.