г. Москва |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А40-192831/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Красновой С.В., Аталиковой З.А.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Римекс" - Баландина О.П.- доверен. от 08.08.18г.
от Ассоциации "общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"- Шапочкин К.С.- доверен. от 14.11.18г, Бурсук С.А.- доверен. от 14.11.18,Панарина В.В.- доверен. от 27.11.18г.
от Ассоциации Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей "Орловское региональное объединение строителей" - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Римекс" (истца)
на решение от 02.10.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Бурмаковым И.Ю.,
и постановление от 31.01.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Верстовой М.Е., Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Петровой О.О.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Римекс"
к Ассоциации "общероссийская негосударственная некоммерческая организация -общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
третье лицо: Ассоциация Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей "Орловское региональное объединение строителей"
об обязании перечислить средства компенсационного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Римекс" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Ассоциации "общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" об обязании перечислить сумму компенсационного фонда в размере 1 000 000 руб. в пользу Ассоциации Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей "Орловское региональное объединение строителей".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ассоциация Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей "Орловское региональное объединение строителей".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 по делу N А40-192831/2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-192831/2018.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что ответчик нарушил сроки и порядок рассмотрения заявления, ответчик злоупотребил правом осуществив приоритетное удовлетворение заявления одних членов перед другими, ответчик неправомерно бездействует, не решения вопрос с до взысканием с ассоциации денежных средств, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-192831/2018.
Ответчик доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе, представил отзыв.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства не явилось. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
В обоснование исковых требований истец указал, что 15.02.2010 он вступил в члены Ассоциации СРО "Центрстройэкспертиза-статус".
При вступлении в члены ассоциации истец оплатил взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. (платежное поручение N 539 от 23.12.2009). Позже взнос в компенсационный фонд был увеличен до 1 000 000 руб. (платежные поручения N 12 от 19.01.2011 и N 35 от 24.01.2012).
На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2017 N СП-134 сведения об Ассоциации СРО "Центрстройэкспертиза-статус" были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В настоящее время истец состоит в Ассоциации Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей "Орловское региональное объединение строителей".
ООО "Римекс" обратилось в НОСТРОЙ с заявлением о переводе средств компенсационного фонда, однако, последний отказал в удовлетворении заявления, сославшись на то, что поступившие средства от исключенной СРО уже распределены и выплачены по поступившим заявлениям.
Полагая указанный отказ в перечисление средств компенсационного фонда незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями части 16 статьи 55.6 и части 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса.
Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - Порядок) утвержден Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр.
Члены исключенной саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 14 Порядка национальное объединение саморегулируемых организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в перечислении таких средств.
Перечисление зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации (пункт 17 Порядка).
Согласно разъяснениям Минстроя России, данным в письме от 27.04.2017 N 14882-ХМ/02, Ассоциация "Национальное объединение строителей" распределяет поступившие денежные средства по заявлениям членов исключенной СРО исходя из даты и времени поступления таких заявлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что заявление от истца поступило в адрес Ассоциации "Национальное объединение строителей" 27.12.2017 (вх. N 01-23982/17).
При этом, на момент рассмотрения поступившего заявления от истца и на момент рассмотрения настоящего дела, ответчик произвел платежи по заявлениям членов Ассоциации СРО "Центрстройэкспертиза-статус", требования которых подлежат удовлетворению, на всю сумму зачисленных на счет Ассоциации "Национальное объединение строителей" средств компенсационных фондов и не имеет возможности продолжать удовлетворять требования его членов о перечислении средств компенсационных фондов в действующую саморегулируемую организацию, что отражено на его официальном сайте.
Суды правомерно отметили, что Ассоциация "Национальное объединение строителей" не является универсальным правопреемником исключенной саморегулируемой организации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в отсутствие доказательств наличия средств, перечисленных исключенной СРО.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А40-192831/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.