город Москва |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А41-55914/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Кулинарное решение": Жабинского И.Г. (дов. от 12.07.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области: Ивашко В.А. (дов. N 59/1-1-30 от 16.04.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области: Ивашко В.А. (дов. от 17.04.2019 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 14 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2018 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г.,
принятое судьями Пивоваровой Л.В., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-55914/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кулинарное решение"
к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Люберцы Московской области
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Кулинарное решение" (далее - ООО "Кулинарное решение", общество, заявитель) является собственником здания нежилого (бытового) назначения, 1-этажное, общей площадью 100,2 кв.м., кадастровый номер: 50:22:0010201:5099, расположенного по адресу: Московская обл., Люберецкий р-н, г. Люберцы, ул. К.Либкнехта, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10 июля 2018 г. N 99/2018/131346101.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 10 июля 2018 г. N 99/2018/131299901 указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010201:159, общей площадью 443 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения объекта бытового назначения.
Вышеуказанный земельный участок был предоставлен обществу сроком на два года одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней на основании договора аренды от 10 февраля 2016 г. N 4/16, заключенного между Администрацией муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области (в настоящее время - Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, далее - Администрация) и ООО "Кулинарное решение".
18 апреля 2018 г. общество в целях реализации своих прав собственника объекта недвижимого имущества обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 29 июня 2018 г. Администрация отказала заявителю о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010201:159, сославшись на несоответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка по его фактическому пользованию, а именно: на указанном земельном участке расположен объект торговли - аптека.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Кулинарное решение" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области и Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Люберцы Московской области (далее - Комитет) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 29 июня 2018 г., о предоставлении обществу за плату земельного участка общей площадью 443,0 кв.м., относящегося к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010201:159, с местоположением: Московская обл., Люберецкий р-н, г. Люберцы, ул. К. Либкнехта и об обязании Администрации в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 443,0 кв.м., относящегося к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010201:159, с местоположением: Московская обл., Люберецкий р-н, г. Люберцы, ул. К. Либкнехта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2018 г. заявленные требования к Администрации удовлетворены в полном объеме.
Дополнительным решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2018 г. в удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Люберцы Московской области отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указав на то, что спорный земельный участок используется не по назначению, а именно: в здании нежилого назначения с кадастровым номером 50:22:0010201:5099 расположена аптека. В соответствии с приказом Министерства экономического развития от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" для размещения объектов, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи, необходим вид разрешенного использования - под предпринимательство, однако в настоящее время видом разрешенного использования спорного земельного участка является - под размещение объекта бытового назначения.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "Кулинарное решение", Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Люберцы Московской и Министерства имущественных отношений Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Люберцы Московской поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Кулинарное решение" против ее удовлетворения возражал. Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Люберцы Московской с доводами кассационной жалобы согласился.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 названной статьи основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден соответствующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Указанным классификатором предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- "бытовое обслуживание" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро),
- "здравоохранение" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в собственность обществу земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку земельный участок используется в соответствии со своим целевым назначением.
При этом судами установлено, что общество использует спорный земельный участок именно под бытовое обслуживание, о чем 09 января 2017 г. ему было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - "здание бытового обслуживания" и спорный земельный участок предоставлен в аренду под бытовое обслуживание.
Объект, находящийся в собственности заявителя, не относится к поликлиникам, фельдшерским пунктам, пунктам здравоохранения, центрам матери и ребенка, диагностическим центрам, молочным кухням, станциям донорства крови, клиническим лабораториям, больницам, родильным домам, научно-медицинским учреждениям и прочим объектам, обеспечивающим оказание услуги по лечению.
В указанном здании какие-либо медицинские услуги не оказываются, помещения в здании используются, в том числе под салон красоты.
Отклоняя довод Администрации со ссылкой на решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, суды на основании пунктов 1, 2, 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 18 марта 2013 г. N 180/9"О Градостроительном совете Московской области" указали на то, что решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии, и не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами федерального законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г. по делу N А41-55914/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.