17 мая 2019 г. |
Дело N А40-132658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей А.И. Стрельникова, Н.О. Хвостовой
при участии в заседании:
от истца: Тихонова ЕН, дов. от 07.11.2018,
от ответчика: Смольяяков ЮА, дов. от 29.06.2018,
рассмотрев 14 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Научно-производственное объединение русские базовые информационные технологии"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 ноября 2018 года,
принятое судьей Козленковой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 16 января 2019 года,
принятое судьями Семикиной О.Н., Тетюком В.И., Кузнецовой Е.Е.,
по иску Акционерного общества "Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии"
к Акционерному обществу "РТИ"
о взыскании расходов
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии" (далее - истец, АО "НПО "РусБИТех") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "РТИ" (далее - ответчик, АО "РТИ") о взыскании 6 854 492, 93 руб. задолженности за выполненные работы по контракту и расходов, в том числе: по 1 этапу работ - 354 000 руб., по 2 этапу работ - 303 000 руб., затраты по 3 этапу работ - 6 194 492 руб., а также 689 181, 97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истец подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Истец указывает на недопустимость постановки обязанности заказчика по оплате выполненных работ в зависимость от поступления денежных средств АО "РТИ" по государственному контракту N 14000011 от 06.06.2014, вывод судов о том, что возмещение затрат исполнителю производится только после проверки фактических затрат Межведомственной комиссией, не основан на нормах права и контракта, акты фактических затрат по 1-3 этапу работ согласованы с военным представительством и устанавливают твердую цену контракта.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.08.2015 между АО "НПО "РусБИТех" (исполнителем) и АО "РТИ" (заказчиком) заключен контракт N РТИ2015/87 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе).
Контракт заключен во исполнение государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014.
Цена контракта составила 38 000 000 руб. Стоимость 1 этапа составляет 1 180 000 руб. Стоимость 2 этапа составляет 1 010 000 руб. Стоимость 3 этапа составляет 24 810 000 руб.
Согласно пунктам 6.1. и 6.3. контракта цена контракта/этапов контракта является ориентировочной (уточняемой) максимальной.
В соответствии с пунктом 6.4. контракта ориентировочная цена переводится в твердую фиксированную цену, которая подлежит согласованию с АО "РТИ"/заказчиком и оформляется протоколом согласования цены, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Заказчиком произведено авансирование работ: по 1 этапу - в размере 826 000 руб.; по 2 этапу - в размере 707 000 руб.; по 3 этапу - в размере 12 405 000 руб.
Сроки выполнения составных частей опытно-конструкторской работы (этап составной части опытно-конструкторской работы) (далее - СЧ ОКР) определены ведомостью исполнения (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктом 4.3. контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам СЧ ОКР является дата подписания АО "РТИ" акта сдачи-приемки выполненного этапа СЧ ОКР.
В соответствии с пунктом 5.1. контракта сдача и приемка составной части опытно-конструкторской работы (этапа составной части опытно-конструкторской работы) осуществляется сторонами в соответствии с условиями контракта и ГОСТа РВ 15.203-2001, утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.12. 2001 N 579-ст.
В соответствии с пунктом 4.4.5 ГОСТа РВ 15.203-2001 после выполнения работ, установленных для этапов опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы), должен быть оформлен акт приемки этапа опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) (форма 16), являющийся документом, подтверждающим завершение этапа и переход к следующему этапу опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) с подписями исполнителя и военного представительства. Утвержденный акт приемки этапов опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы) является основанием для расчетов по этапам опытно-конструкторской работы (составной части опытно-конструкторской работы).
В соответствии с пунктом 5.5. контракта одновременно с направлением ВП извещения об окончании СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) АО "НПО РусБИТех" представляет АО "РТИ" оформленные в установленном в Российской Федерации порядке (по форме 1, утвержденной приказом Министерством юстиции Российской Федерации и Минпромнауки Российской Федерации от 17.07.2003 N 173/178 "Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации") документы, необходимые для государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, если таковые результаты получены в ходе выполнения СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), а также сведения о результатах научно-технической деятельности и информацию, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау), в отношении которых АО "НПО РусБИТех" по согласованию с АО "РТИ" установлен режим коммерческой тайны.
В соответствии с пунктом 5.12. контракта по факту приемки заказчиком этапа СЧ ОКР оформляется акт сдачи-приемки выполненного этапа СЧ ОКР, подписываемый сторонами и скрепленный печатями сторон.
В соответствии с пунктом 5.13. контракта в случае мотивированного отказа заказчика от приемки выполненной СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) сторонами составляется акт с перечнем необходимых доработок и указанием сроков их выполнения. Такой акт должен быть составлен и подписан сторонами в течение 5 рабочих дней с даты получения исполнителем мотивированного отказа заказчика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 804 от 11.08.1995 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" на военные представительства возлагается выдача заключений о цене военной продукции.
Данный контроль/выполнение функции от АО "НПО РусБИТех" осуществляет 504 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации (далее - 504 ВП), а от АО "РТИ" осуществляет 395 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации (далее - 395 ВП МО Ф).
В соответствии с пунктом 6.6. контракта оплата работ производится в течение 30 банковских дней после сдачи исполнителем и приемки заказчиком выполненной СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), оформленной итоговым актом приемки выполненной СЧ ОКР (актом сдачи-приемки выполненного этапа СЧ ОКР), путем перечисления денежных средств с лицевого счета заказчика на расчетный счет исполнителя после поступления заказчику соответствующих денежных средств по государственному контракту N 14000011 от 06.06.2014. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета заказчика.
Установив, что протоколы согласования цены по этапам 1 - 3 контракта, которые определяют твердую фиксированную цену в соответствии с пунктом 6.4. контракта, не подписаны, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что соглашение о твердой фиксированной цене по этапам 1 - 3 контракта сторонами не достигнуто и размер задолженности АО "РТИ" в настоящий момент определить невозможно.
В соответствии с пунктом 3.4.6. контракта заказчик обязан в случае возникновения ситуации, когда СЧ ОКР утратила свою актуальность, немедленно уведомить об этом исполнителя, принять меры по расторжению контракта с оплатой исполнителю стоимости работ, проведенных до возникновения такой ситуации, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в контракте.
Как установлено судами, в соответствии с решением Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2016 о расторжении государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 работы по контрактам соисполнителей ОКР приостановлены с 26.12.2016, в связи с чем письмом исх. N 2681/1/РТИ от 29.12.2016 АО "РТИ" уведомило АО "НПО РусБИТех" о приостановке работ по контракту и запросило представить калькуляцию фактических затрат с расшифровками.
В соответствии с пунктом 3.4.10 контракта заказчик обязан возместить исполнителю фактически произведенные затраты в случае досрочного прекращения работ по контракту по инициативе заказчика в объеме, согласованном военным представительством заказчика.
Ссылка истца на согласование 504 ВП актов фактических затрат по 1-3 этапам СЧ ОКР отклоняется, поскольку согласно пункту 6.4 контракта указанные акты согласовывает со стороны заказчика 395 ВП.
Судом первой инстанции также установлено, что Межведомственная комиссия в составе Министерства обороны Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, АО "РТИ", представителей АО "НПО РусБИТех" и других соисполнителей проводит работу по приему фактических затрат, в том числе АО "НПО РусБИТех", по выполняемым контрактам. В указанную комиссию также входят представители всех субподрядных организаций, с которыми были заключены договоры во исполнение государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014.
Согласно директиве Министерства обороны Российской Федерации исх. N 205/2/210дсп от 24.04.2018 (с учетом исх. N б/н от 24.08.2018) срок для выполнения мероприятий в целях реализации решения о расторжении государственного контракта - до 01.12.2018.
Судами установлено, что работа Межведомственной комиссии не завершена, итоговый акт приемки СЧ ОКР по фактическим затратам не подписывался, а акты фактических затрат по этапам 1-3 контракта, направленные АО "НПО РусБИТех" 21.04.2017 в адрес АО "РТИ", не согласованы 395 ВП и не проверены Межведомственной комиссией и не могут устанавливать итоговый размер фактических затрат по этапам 1-3 контракта.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильным выводам о ненаступлении условий для оплаты работ и понесенных исполнителем затрат ответчиком в связи с досрочным прекращением работ по контракту и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Довод кассационной жалобы о недопустимости постановки обязанности заказчика по оплате работ в зависимость от поступления денежных средств АО "РТИ" по государственному контракту N 14000011 от 06.06.2014 отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275, условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем. В соответствии с условиями государственного контракта финансирование АО "РТИ" осуществляется за счет средств федерального бюджета по мере поступления денежных средств от государственного заказчика. Поскольку оплата выполненных работ является обязательством государственного заказчика, обеспеченным средствами федерального бюджета, обязательство по оплате является заведомо исполнимым.
Выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которым судами дана надлежащая оценка в их совокупности, и соответствуют положениям статей 427.1, 774, 776 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иная оценка истцом установленных судами фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судами не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и постановления в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 года по делу N А40-132658/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.