город Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А40-200155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Кобылянского В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца АО "ПГК" - Гребенюк В.О. по дов. от 10.12.2018
от ответчика ОАО "РЖД" - Рыгун К.А. по дов. от 07.12.2018
рассмотрев 16.05.2019 в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "РЖД" (ответчика)
на решение от 03.12.2018 Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Хайло Е.А.,
на постановление от 05.02.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левченко Н.И., Трубицыным А.И., Садиковой Д.Н.,
по иску АО "ПГК"
к ОАО "РЖД"
о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - истец, АО "ПГК") 27.08.2018 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о возмещении 834 939 рублей 03 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
По мнению ответчика, оснований для возникновения у перевозчика ответственности, установленной статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", не имелось, с учетом отсутствия акта о повреждении вагона или акта общей формы. Ответчик также ссылается на пропуск истцом срока исковой давности по заявленному требованию. Заявитель указывает на то, что "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" является отмененным, Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов, утв. МПС СССР 28.07.1977 не действующий, так как в установленном порядке нигде не опубликован, Классификатор КЖА 2005 относит спорные неисправности к эксплуатационным.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы ответчика к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 16.05.2019 представитель ответчика поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы.
Представитель истца по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До судебного заседания от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Судом установлено, что в 2016 году ответчик осуществлял перевозку грузовых вагонов с грузом и порожних грузовых вагонов N N 52086402, 53647186, 55976542, 63393284, 59194282, 56208135, 29691292, 55127807, 52154549, 60180254, 51456457, 54563887, 54565312, 55100168, 52204252, 55845218, 50792316, 52073525, 54361837, 54118971, 50971647, 53827465, 57663007, 52048519, 58968462, 526971451, 54874409, 55419519, 29708591, 52079985, 52037892, 65624181, 56507890, 54610514, 60179207, 93386597, 60458718, 51954766, 54402136, 54509724, 54119524, 52356128, 52203718, 58066077, 52071552, 57331274, 50683101, 50182021, 51411775, 50210699, владельцем которых является истец.
Согласно сведениям, отраженным в справках ИВЦ ЖА (форма 2612, 2653), причиной отцепки указанных вагонов в текущий отцепочный ремонт явилось обнаружение неисправностей колесных пар, "выщербина обода колеса", образовавшаяся на месте ползуна (код неисправности "107").
Вместе с тем, истец понес затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и стоимости колесных пар. Для совместного комиссионного осмотра направлены уполномоченные представители на место осмотра колесных пар, однако представитель ответчика от подписи отказался.
Претензии с требованием возместить понесенные затраты оставлены ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводами истца, исходил из того, что в данном случае повреждение вагонов имело место после принятия перевозчиком вагонов к перевозке, факт приема вагонов на пути общего пользования подтверждает их техническую и коммерческую исправность. Приняв вагоны к перевозке, ответчик до возвращения их истцу, несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей.
Кроме того, суд первой инстанции ссылается на классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов, утв. МПС СССР 28.07.1977, который в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом России и относящий к причинам возникновения "ползуна" неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки тормозной рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"). Причиной появления на колесных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун).
Следовательно, ответчик повредил вагоны собственности истца посредством неправильной эксплуатации колесных пар.
Между тем по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы оснований для отмены судебных актов не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", ввиду установленных по делу обстоятельств повреждения колесных пар в период эксплуатации перевозчиком принадлежащих истцу вагонов, его вины в причинении убытков, а также обязанности по их возмещению, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Судебная коллегия окружного суда, соглашаясь с выводами суда первой и суда апелляционной инстанций, принимает во внимание установленными судами фактические обстоятельства, с учетом того, что суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности основаны на неверном толковании норм права.
Остальные доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А40-200155/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н.Крекотнев |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.