г. Москва |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А40-225780/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании: от заявителя: Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился ; от заинтересованного лица: Министерства финансов Российской Федерации - Мустаева В.Я., представитель по доверенности от 25 июля 2016 года ; от третьих лиц: от Правительства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился; от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - извещено, представитель не явился; от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 23 мая 2019 года кассационную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на решение от 19 декабря 2018 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Вагановой Е.А., на постановление от 11 марта 2019 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Бекетовой И.В., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А., по делу N А40-225780/2018,
по заявлению Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: Правительство Карачаево-Черкесской Республики; Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике; Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N 2542.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
От Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в материалы дел поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N 2542 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Карачаево-Черкесской Республики путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, в сумме 77 445 240 рублей 37 копеек и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Указанный приказ вынесен на основании уведомления Федерального казначейства от 24 августа 2018 года N 07-04-04/09-18020 о применении бюджетных мер принуждения, направленного в Министерство финансов Российской Федерации по результатам проведенной УФК по Карачаево-Черкесской Республике камеральной проверки реализации предусмотренных федеральной целевой Программы "Жилище" на 2013-2020 годы мероприятий в сфере предоставления субъектам РФ субсидий на обеспечение социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Программа), которой выявлены бюджетные нарушения, совершенные органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).
Полагая, что указанные уведомление и приказ нарушают права заявителя, Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь статьями 4, 198, 200 АПК РФ, статьями 31, 85, 132, 166, 219, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", пришли к выводу о наличии в действиях заявителей незаконной экономии средств областного бюджета при одновременном расходовании средств субсидии из федерального бюджета и неисполнении принятых расходных обязательств, в связи с чем признали приказ Министерства финансов Российской Федерации законным.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики (получатель) заключено соглашение от 19 апреля 2016 года N 05-229/с (далее - Соглашение N 05-229/с) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходов, возникающих при выполнении Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Материалами дела установлено, что общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики (далее - за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере 363 353 860 рублей 00 копеек, из которых:
за счет средств федерального бюджета (субсидия) - 163 509 060 рублей;
за счет консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 199 844 800 рублей (25 000 000 + 174 844 800).
Фактический (кассовый) расход средств трех бюджетов на осуществление Мероприятия составил 189 622 177 рубля 19 копеек, из которых:
за счет средств федерального бюджета (субсидия) 162 775 127 рублей 74 копейки;
за счет бюджета Карачаево-Черкесской Республики 26 847 049 рублей 45 копеек.
Указанное, как установили суды, не соответствует уровню софинансирования, предусмотренному Соглашением N 05-229/с.
Средства субсидии в нарушение условий софинансирования использованы субъектом РФ в избыточном размере на сумму 77 445 240 рублей 37 копеек, что свидетельствует о перерасходе средств федерального бюджета, что отражено в приказе N 2542.
Таким образом, суды обоснованно указали на совершение Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики бюджетного нарушения, выразившегося в том, что в отсутствие экономических обоснований Министерство сократило свои расходные обязательства и необоснованно получила экономическую выгоду за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) тем самым нарушив условия софинансирования, установленные Правилами N 1050 и Соглашением о предоставлении субсидий.
В связи с наличием доказательств фактов совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления и расходования средств субсидии из федерального бюджета (статья 306.8 БК РФ), выразившегося в несоблюдении уровня софинансирования при расходовании средств субсидии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в силу чего решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по делу N А40-225780/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.