г. Москва |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А40-61241/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Аталиковой З.А.
судей Дунаевой Н.Ю. и Красновой С.В.
при участии в заседании: от истца - не явился, извещен от ответчика - Тверетин А.Р. по доверенности от 05.09.2016 от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 23.05.2019 кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СпецТеплоЭнергоКомплект" (истца) на решение от 16.07.2018 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Бурмаковым И.Ю., и постановление от 22.03.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Петровой О.О., Ким Е.А., Лялиной Т.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СпецТеплоЭнергоКомплект"
к Ассоциации саморегулируемых организаций Общероссийской негосударственной некоммерческой организации - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ)
третье лицо: Ассоциация экспертно-аналитический Центр проектировщиков "Проектный Портал"
об обязании перечислить денежные средства компенсационного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТеплоЭнергоКомплект" (далее - ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ) об обязании перечислить денежные средства в размере 150 000 руб. 00 коп., внесенные ранее ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" в компенсационный фонд саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Межрегиональная Ассоциация по Проектированию и Негосударственной Экспертизе" (далее - СРО НП "МАП Эксперт"), сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в саморегулируемую организации Ассоциацию Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал", членом которой истец является в настоящее время, на специальный банковский счет для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Ассоциация экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что материалами дела подтвержден факт внесения истцом в компенсационный фонд исключенной СРО НП "МАП Эксперт", а также подтверждено, что сведения об истце содержатся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций, подтвержден факт перечисления СРО НП "МАП Эксперт" средств компенсационного фонда; по мнению истца, у ответчика возникла обязанность перечислить взнос в размере 150 000 руб. 00 коп., внесенный в компенсационный фонд исключенной СРО НП "МАП Эксперт", на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приемке истца в члены саморегулируемой организации.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства истец и третье лицо явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" являлось членом СРО НП "МАП Эксперт", при этом обязательства по взносу в компенсационный фонд (150 000 руб.) саморегулируемой организации со стороны истца были исполнены в полном объеме.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N СП-122 от 27.10.2017 СРО НП "МАП Эксперт" исключено из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Судами установлено, что в связи с исключением из реестра СРО НП "МАП Эксперт" и неисполнением им требования НОПРИЗ о перечислении в полном объеме средств компенсационного фонда, НОПРИЗ издал приказ N 67 от 15.11.2017, на основании которого был определен минимальный размер средств компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт" в сумме 663 150 000 руб. 00 коп. по состоянию на 27.10.2017 (день исключения из реестра).
В силу статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) и пункта 2 части 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана формировать компенсационный фонд в установленном размере.
Согласно статье 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации формирует компенсационный фонд возмещения вреда и в случаях, установленных названным Кодексом, формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Статьей 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - в уполномоченных банках).
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - 372-ФЗ), некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как следует из п. 10 ст. 6 372-ФЗ, размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
Судами установлено, что за период с 27.10.2017 по 29.08.2018 на специальные счета НОПРИЗ из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступили средства: 8 280 500 руб. 77 коп. - на специальный счет компенсационного фонда возмещения вреда и 0.00 руб - на специальный счет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, при этом недостающий остаток средств компенсационного фонда составил 654 869 500 руб. 00 коп.
В соответствии с положениями части 16 статьи 55.6 и части 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса.
Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - Порядок) утвержден Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр.
Члены исключенной саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 14 Порядка национальное объединение саморегулируемых организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в перечислении таких средств.
Перечисление зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации (пункт 17 Порядка).
30.10.2017 ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" обратилось в НОПРИЗ с обращением о перечислении средств компенсационного фонда в размере 150 000 руб. в компенсационный фонд договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой истец стал после исключения из реестра саморегулируемых организаций СРО НП "МАП Эксперт".
Поскольку на день обращения ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" у НОПРИЗ отсутствовали сведения о формировании СРО НП "МАП Эксперт" компенсационного фонда договорных обязательств и на счет НОПРИЗ денежные средства компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт" не поступили, ответчик отказал ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" в удовлетворении его заявления, разъяснив причину отказа, а также право ООО "СпецТеплоЭнергоКомплект" на повторное обращение с данным заявлением (исх.1-ЮЛ/06-1960/17-0-0 от 03.11.2017).
Повторно поданное истцом в НОПРИЗ заявление исх. б/н от 03.11.2017 и досудебная претензия, поступившая ответчику 21.11.2017, также были оставлены без удовлетворения.
Суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения Порядка (в т.ч. пунктов 12, 13, 14, 15, 17), учитывая, что доказательств формирования СРО НП "МАП Эксперт" компенсационного фонда договорных обязательств не представлено, а истец обращался к ответчику с заявлениями именно о перечислении денежных средств в компенсационный фонд договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой истец стал после исключения СРО НП "МАП Эксперт" из реестра саморегулируемых организаций, отказали в удовлетворении исковых требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А40-61241/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
З.А. Аталикова |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.