город Москва |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А40-170279/18-17-1983 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЧОП "РИФ": Овчинникова С.В. (дов. от 21.05.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 9 по г. Москве: Токсой О.А. (дов. от 21.12.2018 г.), Хабибуллиной М.Э. (дов. N 05-04 от 01.08.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФНС России по г. Москве: Осиповой А.С. (дов. N 60 от 14.01.2019 г.);
рассмотрев 23 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 9 по г. Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 г.,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-170279/18-17-1983
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "РИФ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве, Управлению Федеральной налоговой службы России по городу Москве
о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении, решений,
УСТАНОВИЛ: 04 апреля 2018 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве (далее - ИФНС России N 9 по г. Москве) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "РИФ" (далее - ООО ЧОП "РИФ", общество, заявитель) вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) N 7709-17-14/1332, 7709-17-14/1334, N 7709-17-14/23, N 7709-17-14/1335, N 7709-17-14/1337, N 7709-17-14/1336, N 7709-17-14/1344, N 7709-17-14/1345, N 7709-17-14/1343, N 7709-17-14/1341, N 7709-17-14/1346, N 7709-17-14/1339, N 7709-17-14/1340, N 7709-17-14/1356 и по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ N 7709-17-14/1338, N 7709-17-14/1342, N 7709-17-14/1333.
Постановления вынесены на основании протоколов об административном правонарушении от 30 марта 2018 г. N 17-14/770920180320022301, N 14/770920180320022401, N 17-14/770920180320021901, N 17-14/770920180320021801, N 17-14/770920180320022101, N 17-14/770920180320022501, N 17-14/770920180320022201, N 17-14/770920180320022601, N 17-14/770920180320022701, N 17-14/770920180320022801, N 17-14/770920180320022101, N 17-14/770920180320023401, N 17-14/770920180320022901, N 17-14/770920180320023301, N 17-14/770920180320023201, N 17-14/770920180320023101, N 17-14/770920180320023001.
Указанными постановлениями общество привлечено к административной ответственности по причине нарушения порядка представления уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, установленного пунктами 3.8 и 9.2.2 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
20 апреля 2018 г. постановления были обжалованы заявителем в порядке главы 30 КоАП РФ в Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве (далее - УФНС России по г. Москве)
08 мая 2018 г. УФНС России по г. Москве было принято решение N 2119/140540@ об отказе в удовлетворении жалобы на постановления о назначении административного наказания от 04 апреля 2018 г. N 7709-17-14/1332, N 7709-17-14/1334, N 7709-17-14/23, N 7709-17-14/1335, N 7709-17-14/1337, N 7709-17-14/1336, N 7709-17-14/1344, N 7709-17-14/1345, N 7709-17-14/1343, N 7709-17-14/1341, N 7709-17-14/1346, N 7709-17-14/1339, N 7709-17-14/1340, N 7709-17-14/1356, N 7709-17-14/1338, N 7709-17-14/1342, N 7709-17-14/1333.
Считая указанные постановления и решения незаконными, ООО ЧОП "РИФ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 9 по г. Москве и УФНС России по г. Москве об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС России N 9 по г. Москве просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на наличие в действиях общества составов вменяемых ему правонарушений.
В отзыве на кассационную жалобу ООО ЧОП "РИФ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по г. Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 9 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО ЧОП "РИФ" возражал против ее удовлетворения. Представитель УФНС России по г. Москве с доводами кассационной жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04 июня 2012 г. N 138-И утвержден Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (далее - Инструкция N 138-И).
Пунктами 9.1 и 9.1.2 Инструкции N 138-И установлено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС), резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. N 40 (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В силу пункта 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляется резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 настоящей Инструкции.
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (пункт 9.3 Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 9.5 Инструкции N 138-И в случае, если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта (далее - периодические фиксированные платежи), резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Пунктом 6 Информационного письма Банка России от 28 марта 2013 г. N 42 "Вопросы по применению Инструкции N 138-И" установлено, что периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в соответствии с условиями контракта.
При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.
Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести, в том числе, коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в действиях ООО "ЧОП "РИФ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судом установлено, что в рассматриваемой ситуации имеет место уплата периодических фиксированных платежей (так как размер платежей и периодичность (оплата за охранные услуги производится более одного раза в рамках исполнения условий договоров от 15 февраля 2013 г. N 3-2013 и N 2-2013) их уплаты зафиксирована в данном договоре), то российская организация не обязана представлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы при исполнении и прекращении обязательств по контракту, поскольку нормы валютного законодательства связывают необходимость представления справки по сути с действиями сторон по внешнеторговому контракту, когда административному органу не представляется возможным сопоставить товар (работы, услуги) с конкретными платежами(ом).
Судом принято во внимание, что в случае осуществления периодических платежей указанные основания приведены в самом внешнеторговом контракте (по которому открыт паспорт), где указано основание и сумма конкретного платежа, в связи с чем фактическая необходимость в представлении справки в данном случае отсутствует.
Вина ООО "ЧОП "РИФ" в совершении административного правонарушения не установлена.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 г. по делу N А40-170279/18-17-1983 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 9 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.