г. Москва |
|
3 июня 2019 г. |
Дело N А40-194384/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: неявка уведомлен;
от ответчика: Джафаров А.Д.по дов. от 28.12.2018.
рассмотрев 30 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ФортеИнвест"
на решение от 07 ноября 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 19 февраля 2019 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-194384/2018,
по заявлению акционерного общества "ФортеИнвест"
к Центральной энергетической таможне
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФортеИнвест" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Центральной энергетической таможни (ответчик, ЦЭТ, таможенный орган) от 21.05.2018 N 10006000/210/210518/Т0009/000.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
До начала судебного разбирательства таможенным органом представлен письменный отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя таможенного органа, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 05.03.2018 по 21.05.2018 на основании ст. 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза должностными лицами Центральной энергетической таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении АО "ФортеИнвест" по вопросам соблюдения требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при вывозе из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017 году товара - "Битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90.." за период с 17.01.2017 по 31.12.2017, по результатам рассмотрения материалов таможенной проверки, акта камеральной таможенной проверки N 10006000/210/210518/А0009 от 21.05.2018 таможенным органом принято решение N 10006000/210/210518/Т0009/000 от 21.05.2018.
В соответствии с данным актом приняты 22 решения о непредставлении льготы по уплате вывозной таможенной пошлины и взыскании причитающейся к уплате вывозной таможенной пошлины, исчисленной в отношении товара - битум нефтяной, дорожный вязкий марки БНД 60/90, сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин на указанный товар составляет 85 765 874,24 руб.
Таможней было принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в которых указано на необходимость внесения изменений в графу 36 "Преференции" и в графу 47 "Исчисление платежей", а также на необходимость представления корректировки деклараций на товары не позднее 10 рабочих дней.
Не согласившись с указанным решением, АО "ФортеИнвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно исходили из следующего.
Судами установлено, что в соответствии с материалами камеральной таможенной проверки АО "ФортеИнвест" в период с 22.03.2011 по 02.03.2017 года заключило ряд контрактов на поставку нефтепродуктов производства ООО "Орскнефтеоргсинтез" с территории Российской Федерации.
В целях реализации обязательств продавца по вышеуказанным контрактам, АО "ФортеИнвест" в период с 17.03.2017 по 19.07.2017 на Астраханском энергетическом таможенном посту Центральной энергетической таможни по ВТД NN10006110/170317/0004336, 10006110/040417/0005293, 10006110/110417/0005740, 10006110/190417/0006167, 10006110/250417/0006573, 10006110/260417/0006650, 10006110/040517/0007182, 10006110/040517/0007190, 10006110/050517/0007218, 10006110/100517/0007322, 10006110/250517/0008105, 10006110/260517/0008233, 10006110/080617/0008926, 10006110/130617/0009108, 10006110/140617/0009156, 10006110/210617/0009461, 10006110/280617/0009859, 10006110/050717/0010118, 10006110/120717/0010462, 10006110/190717/0010866, 10006110/190717/0010870 был задекларирован товар - "Битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90, температура застывания, определенная по методу ASTM D 938, эквивалентному методу ISO 2207, не ниже 30°С; плотность не менее 0,942 г/см3 при температуре 70 °С по методу EN ISO 12185; индекс пенетрации (метод иглы) при температуре 25°С, определенный по методу EN 1426, менее 400. Изготовитель: ПАО "Орскнефтеоргсинтез" (далее - товар - "Битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90..."), классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0, общее количество - 23 773,18 тонн, с последующим вывозом в Киргизскую Республику.
Суды указывают, что согласно представленным в материалы дела доказательствам, таможенное декларирование вышеуказанных товаров от имени и по поручению декларанта АО "ФортеИнвест" производилось таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" на основании договора от 01.09.2014 N 43204-60/14-12, согласно сведениям, отраженным в графе 47 вышеуказанных ВТД, декларирование товара произведено с условным начислением таможенных платежей.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенные операции при декларировании товара по данным 44 графы вышеуказанных ВТД осуществлялось на основании следующих документов: телеграмма ФТС России от 18.03.2011 ТФ-225; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан"; Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29.05.2014).
Также судами установлено, что в рамках камеральной таможенной проверки подтвержден факт убытия вышеуказанного товара с территории Российской Федерации в Киргизскую Республику.
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Договором о Евразийском Экономическом Союзе (Астана 29 мая 2014 г.) учрежден Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС.
В соответствии со статьей 32 Договора, в Евразийском Экономическом Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского Экономического Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с переходными положениями в отношении раздела VIII Договора (Таможенное регулирование) до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного Союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного Союза и Единого экономического пространства и входящими в право ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском Экономическом Союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 года (Москва 23 декабря 2014 г.) Кыргызская Республика присоединилась к Договору, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского Экономического Союза.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики 06 июня 2016 года заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое вступило в силу 17 января 2017 г.
Согласно статье 3 Соглашения о сотрудничестве, компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения о сотрудничестве вывозные таможенные пошлины не взимаются в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами.
Пунктом 2 статьи 5 Соглашения о сотрудничестве определено, что в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право ЕАЭС.
Координацию деятельности и контроль за исполнением Соглашения о сотрудничестве осуществляет со стороны Российской Федерации - Министерство энергетики Российской Федерации.
Суды также указывают, что согласно пояснениям ответчика, письмом ФТС России от 1 декабря 2017 года N 01-11/68016 до таможенных органов доведено письмо Минэнерго России от 28 ноября 2017 г. N КМ-13351/06, которым направлены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017 году.
Товар - "Битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90...", классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0, в согласованные объемы беспошлинных поставок на 2017 год не входит.
Вместе с тем, при вывозе товаров, экспортирующие организации при таможенном декларировании обязаны руководствоваться и использовать классификацию в соответствии с Таможенной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Судами верно отмечено, что в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации строго в соответствии с ТН ВЭД.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения товары группы 27 (в том числе битум нефтяной строительный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Правоотношения, возникшие до вступления в силу ТК ЕАЭС, в соответствии с Разделом IX ТК ЕАЭС регулируются нормами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые действовали до вступления в силу ТК ЕАЭС.
В соответствии с изложенным, судами сделан правильный вывод о том, что товары 27 группы единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Российской Федерации, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Руководствуясь статьей 180 ТК ТС декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной форме сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, уплатить таможенные платежи, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 - документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Суды указывают, что в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении деклараций на товары поданных АО "ФортеИнвест", а также как следует из документов, полученных в рамках камеральной таможенной проверки, освобождение (льгота по уплате таможенной пошлины) от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, а также их количество и номенклатура на 2017 год устанавливаются компетентными органами Российской Федерации и Киргизской Республики на основании Соглашения о сотрудничестве (ст. ст. 2, 3 и п. 1 ст. 5 Соглашения о сотрудничестве).
Договором о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29.05.2014), а также согласованными на основании Соглашения о сотрудничестве впоследствии объемами беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 год в соответствии с утвержденными индикативными балансами, не предоставлено соответствующее освобождение (льгота по уплате таможенной пошлины) от уплаты таможенных платежей в отношении товара - "Битум нефтяной, коммерческое название битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90...", классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0.
В силу пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что факт несоблюдения АО "ФортеИнвест" требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, (вывозной таможенной пошлины) заявленных в Декларациях установлен, что влечет за собой обязанность уплаты в полном объеме исчисленных в ДТ вывозных таможенных пошлин.
Одним из условий помещения товаров под процедуру экспорта в соответствии со статьей 213 ТК ТС является обязанность уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.
С учетом положений пункта 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору), статьи 5 Соглашения о сотрудничестве, в соответствии с требованиями статей 188, 213, 214 ТК ТС у АО "ФортеИнвест" возникла обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товара - "Битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90...", задекларированного и вывезенного из Российской Федерации в Киргизскую Республику по соответствующим декларациям.
В соответствии с частью 7 статьи 214 Федерального Закона при использовании временной декларации на товары ограничения применяются на день регистрации таможенным органом этой декларации.
Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного Союза. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного Союза, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
Таким образом, суды в рамках данного спора пришли к правильному выводу о том, что действия ЦЭТ по принятию оспариваемого решения, совершены в соответствии с требованиями права Евразийского Экономического Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов.
На основании изложенного, выводы судов о наличии совокупности необходимых условий для отказа в удовлетворении заявленных требований, являются обоснованными.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 года по делу N А40-194384/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.