г. Москва |
|
6 июня 2019 г. |
Дело N А40-89899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Тутубалиной Л.А., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: Кривошеина М.А. по дов. от 14.12.2018,
рассмотрев 05 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Минобороны России
на решение от 10.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Гусенковым М.О.,
на постановление от 25.02.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Левиной Т.Ю., Векличем Б.С., Поповой Г.Н.,
в деле по иску ОАО "Теплосеть"
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании долга за поставленную тепловую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Теплосеть" (далее - ОАО "Теплосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании долга в размере 3 850 348,83 руб. за тепловую энергию, поставленную в период с ноября по декабрь 2017 года, процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 86 391,22 руб. за период с 11.12.2017 по 18.04.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением судов, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Теплосеть" в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 29.10.2015 N 1136-ПА наделено статусом единой теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение на территории муниципального образования "Городской округ Королев Московской области".
Многоквартирные жилые дома, построенные на территории бывшей войсковой части 12096 и ЦТП-69 ИС (ЦТП-35 по нумерации ОАО "Теплосеть") и сети теплоснабжения расположены на земельном участке (кадастровый номер 50:45:005 02 01:0013, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации объектов обороны) по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 18.
Многоквартирные дома по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 18, к. 1, к. 2, к. 3 присоединены к тепловым сетям и централизованным сетям горячего водоснабжения Минобороны России, которое, в лице ФГУ "ЦТИУО" Минобороны России" на основании договора N 2 от 30.09.2011 передало их в безвозмездное пользование АО "РЭУ. Срок действия данного договора ограничен сроком действия государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ, АО "РЭУ" является поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России посредством производства в ЦТП-69 ИС (ЦТП-35) ресурса: горячей воды и тепловой энергии для отопления многоквартирных жилых домов, расположенных по вышеуказанному адресу.
При этом, для поставки тепловой энергии ФГУ "ЦТУИО" Минобороны России передало ОАО "РЭУ" на праве безвозмездного пользования ЦТП-69 ИС и сети теплоснабжения, что указано в Перечне котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей (приложение N 1 к договору безвозмездного пользования N 2 от 30.09.2011): под номером 132 значится ЦТП-69 ИС (ЦТП-35 по нумерации ОАО "Теплосеть"), год ввода в эксплуатацию 2006 и сети теплоснабжения, протяженностью 424 м, расположенные по адресу: Московская обл., г. Юбилейный, ул. Комитетский лес, д. 18.
По условиям дополнительного соглашения N 28 от 30.06.2015 к договору от 30.09.2011 N 2, из Перечня котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей (Приложение N 1 к договору безвозмездного пользования N 2 от 30.09.2011) исключен пункт 132; ЦТП инв. N 69 ИС и сети теплоснабжения, расположенные по адресу: Московская обл., г. Юбилейный, Комитетский лес, д. 18.
Минобороны России в целях исполнения Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должно провести необходимые мероприятия по принятию решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Королев Московской области", земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры, принадлежащих Минобороны России, с приложением документов, указанных в пункте 2 статьи 3 названного Федерального закона.
При рассмотрении спора судами установлено, что Минобороны России не передало безвозмездно г. Королев Московской области земельный участок и расположенные на нем ЦТП-69 ИС (ЦТП-35 по нумерации ОАО "Теплосеть"), тепловые сети. Таким образом, Минобороны России с 01.07.2015 является покупателем тепловой энергии у ОАО "Теплосеть", а последнее является для Минобороны России поставщиком тепловой энергии.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А40 19973/2016, А40-220647/2016, А40-52704/2017 установлено, что именно ОАО "Теплосеть" является поставщиком тепловой энергии с 01.07.2015 для Минобороны России.
ОАО "Теплосеть" в целях производства ответчиком коммунальных ресурсов "горячая вода" и "отопление" отпускает с коллектора котельной "Комитетский лес" тепловую энергию в тепловые сети, принадлежащие Минобороны России.
Количество (объем) тепловой энергии указан в счетах-фактурах на основании распечаток прибора учета, установленного на котельной "Комитетский лес" (собственник ОАО "Теплосеть").
Судами установлено, что тепловые сети в здании котельной "Комитетский лес" до здания ЦТП-35 (центрального теплового пункта), включая все оборудование; тепловые сети от ЦТП-35 до наружных стен многоквартирных жилых домов по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 18, к. 1, к. 2, к. 3, находятся с 01.07.2015 в эксплуатационной ответственности ответчика.
У лица, являющегося исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по указанным адресам (ООО "Жилэкс-Сервис"), присоединенных к сетям инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения и горячего водоснабжения), принадлежащим Минобороны России, в силу отсутствия технологического присоединения (подключения) к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Теплосеть", не может возникнуть обязанность по заключению договора ресурсоснабжения с ОАО "Теплосеть" в силу закона (пункт 13 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
Судами установлено, что истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы за тепловую энергию, поставленную в период с ноября по декабрь 2017 года (счет-фактура, акт о количестве поданной - принятой тепловой энергии, счет).
Вместе с тем, ответчик не произвел оплату тепловой энергии, в результате чего за ним образовалась задолженность в заявленном размере.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии).
В соответствии с пунктами 33, 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р для ОАО "Теплосеть" установлен тариф на тепловую энергию.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
Суды установили, что истцом в адрес ответчика 01.10.2015 был направлен для подписания договор от 01.09.2015 N 737 поставки тепловой энергии, который получен ответчиком 12.10.2015. Однако, Минобороны России указанный договор не акцептовало.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что требование истца о взыскании задолженности в размере 3 850 348,83 руб. законно и документально подтверждено, доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом ко взысканию также заявлены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 86 391,22 руб. за период с 11.12.2017 по 18.04.2018.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судами проверен, признан арифметически и методологически правильным, исходя из суммы задолженности, подлежащей взысканию.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает удовлетворение иска по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 65, 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права (статьи 40, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 314, 395, 405 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы, в том числе относительно того, что спорный тепловой пункт не является объектом потребления тепловой энергии, расчет задолженности истцом произведен неверно, Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу, а ОАО "Теплосеть" - ненадлежащим истцом, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А40-89899/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.