город Москва |
|
04 июня 2019 г. |
Дело N А40-154853/18-148-1310 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Химки-Молжаниново": Варичевой Ю.В. (дов. от 19.10.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Брызгаловой А.Ф. (дов. N 33-Д-326/19 от 04.03.2019 г.);
от третьего лица АПК "Надежда-1": не явились, извещены;
рассмотрев 29 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2018 г.,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-154853/18-148-1310
по заявлению акционерного общества "Химки-Молжаниново"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании решения,
третье лицо: АПК "Надежда-1",
УСТАНОВИЛ: акционерному обществу "Химки-Молжаниново" (далее - АО "Химки-Молжаниново", общество, заявитель) (ранее - ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки", АО "КСХП "Химки") на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003002:1098, из земель населенных пунктов, предназначенный для сельскохозяйственного использования, площадью 10 417 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 70А, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29 января 2018 г.
Указанный земельный участок был образован путем раздела из принадлежавшего заявителю земельного участка с кадастровым номером 77:08:0000000:1016, образованного путем раздела из участка с кадастровым номером 77:08:0000000:1000.
31 мая 2018 г. АО "Химки-Молжаниново" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением вх. N 33-5-62674/18-(0)-0 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003002:1098, из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 10 417 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 70А.
По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом принято решение, оформленное письмом от 14 июня 2018 г. N 33-5-62674/18-(0)-1, которым заявителю отказано в предоставлении указанной государственной услуги на основании пункта 2.10.1.3 Административного регламента.
В качестве основание принятого решения Департамент указал, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003002:1098 не свободен от прав третьих лиц, а именно: предназначен для объектов гаражного назначения МГСА "Клен" и АПК "Надежда-1".
Считая свои права нарушенными, АО "Химки-Молжаниново" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным оформленного письмом от 14 июня 2018 N 33-5-62674/18-(0)-1 решения об отказе в предоставлении в собственность АО "Химки-Молжаниново" земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003002:1098, из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 10417 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 70А и обязании Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта принять решение о предоставлении АО "Химки-Молжаниново" в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003002:1098, площадью 10 417 кв.м., из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 70А, по цене, равной кадастровой стоимости данного земельного участка, подготовить и направить АО "Химки-Молжаниново" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен автомобильно-потребительский кооператив "Надежда - 1" (далее - АПК "Надежда-1", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие прав третьих лиц на спорный земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Химки-Молжаниново" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Химки-Молжаниново" возражал против ее удовлетворения.
Представитель АПК "Надежда-1" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов (подпункт 5 пункт 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве").
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Подпунктом 6 пункта 2 указанной статьи установлено, что в реестр прав на недвижимость вносятся основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;
Из пункта 2.10.1.3 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП, следует, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пересечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами принято во внимание отсутствие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости сведений об обременении спорного земельного участка правами третьих лиц.
Установив, что земельный участок у АО "Химки-Молжаниново" не изымался, по иным основаниям право постоянного (бессрочного) пользования не прекращалось, в судебном порядке не оспаривалось, отсутствующим не признавалось, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Судами также установлено, что положения Постановления от 18 июля 2012 г. N 338-ПП "О реализации статьи 3 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью Закона города Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений", предусматривающие в срок до 31 декабря 2014 г. заключение договоров аренды земельных участков с гаражными кооперативами, в отношении АПК "Надежда-1", исполнены не были ввиду наличия права постоянного (бессрочного) пользования на данный участок у заявителя, в связи с чем указанное постановление N 388-ПП не содержит положений об утверждении какой-либо государственной программы города Москвы, а лишь изменяет границы зон ООПТ.
22 февраля 2017 г. Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северо-Западного административного округа города Москвы, согласно выписке из протокола заседания комиссии от 22 февраля 2017 г. N 02/17, было принято решение о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0000000:1000, предоставленном ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" на праве постоянного (бессрочного) пользования (исходный участок, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003002:1098).
Основанием принятия решения послужило размещение объектов в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и отсутствие оформленных земельно-правовых отношений.
Законность решения Окружной комиссии от 22 февраля 2017 г. N 02/17 подтверждена решением Тушинского суда города Москвы от 20 февраля 2018 г. по административному иску Винокурова А.Д., Винокуровой Н.В. и других к Префектуре СЗАО.
Таким образом, на день обращения в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность гаражи в соответствии с решением Окружной комиссии были демонтированы, объектов недвижимого имущества на земельном участке не располагалось, что подтверждается актом Госинспекции по недвижимости от 15 марта 2018 г. N 9087995.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, 09 апреля 2018 г. регистрирующим органом в отношении АПК "Надежда-1" принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
МГСА "Клен" использует для размещения гаражей не земельный участок заявителя, а смежный участок с кадастровым номером 77:08:00030002:2.
Возведение и эксплуатация гаражей на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0003002:1098 государственными программами города Москвы либо Российской Федерации не предусмотрены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа в оказании испрашиваемой услуги.
Отклоняя довод Департамента о непредставлении обществом документов, подтверждающих нахождение объектов недвижимости на спорном земельном участке, суды со ссылкой пункт 2.4.1.1 Административного регламента указали на то, что лица, которым земельные участки из числа находящихся в государственной собственности предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но на которых отсутствуют здания, сооружения, обращаются за оказанием государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность без проведения торгов на основании указанного Административного регламента.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г. по делу N А40-154853/18-148-1310 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.